Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Формы работы Работа Центральной муниципальной детской библиотеки им. М. Горького в 2008–2009 гг. в рамках проекта «Природы радости земные»
Формы работы

Централизованная библиотечная система г. Ижевска
Работа Центральной муниципальной детской библиотеки им. М. Горького в 2008–2009 гг. в рамках проекта «Природы радости земные»


Библиотека – центр информации

Ежегодно Центральная муниципальная детская библиотека им. М. Горького обслуживает более 8000 читателей, из них 75% дети до 14 лет.

Книжный фонд составляет 40000 экз. информационных документов.

Каждый читатель за год в среднем прочитывает по 20 книг различный тематики, в том числе по экологии.

Ежегодно библиотека выдает читателям более 3500 экземпляров книг экологического характера.

Актуальные темы с которыми обращаются учащиеся в библиотеку это: «Заповедники России», «Экология России», «Загрязнение окружающей среды», «Влияние человека на окружающий мир», «Экология леса», «Экология Ижевского пруда», «Родники Ижевска», «Атмосфера», «Шумовые загрязнения» и т.д.

Наиболее полно выполнить запросы помогают статьи из журналов: «Свирель», «Экология и жизнь», «Друг», «Филя», «Тошка и компания», «Геоленок», «Винни и его друзья», «Юный натуралист», «Всемирный следопыт», «Природа и человек», «АиФ. Детская энциклопедия» (Птицы России, Рыбы России), «Знак вопроса» (Почему исчезли динозавры), «География и экология в школе», «Биология в школе», «А почему?», «Знак вопроса», «Химия и жизнь».

В методическом отделе ЦМДБ им. М. Горького ведется картотека сценариев, где выделен раздел «Экология». Здесь представлены сценарии экологических праздников (сказок, часов, игр, уроков, турниров, занятий, композиций, литературно-музыкальных вечеров и т.д.) напечатанных в журналах «Воспитание школьников», «Начальная школа», « Педсовет», «Последний звонок», «Читаем, учимся, играем», «Книжки, нотки и игрушки», «Дошкольное воспитание», сборнике «Праздники в школе». Сценарии пользуются спросом среди сотрудников муниципальных библиотек, учителей, педагогов школ и дошкольных учреждений. Кроме этого в фонде отдела есть учебно-методические пособия по экологическому воспитанию детей.

Большую работу библиотека ведет по пропаганде литературы, поддержке и развитию интереса к чтению. По итогам второго полугодия 2008г. и начала 2009 года в библиотеке проведено более 719 массовых и библиотечно-информационных мероприятий.

Большое место в них отводится мероприятиям на экологическую тематику.

Со второго полугодия 2008 года Центральная муниципальная детская библиотека им М. Горького приступила к реализации нового экологического проекта «Природы радости земные». Проект выстроен по направлениям:

  1. Информационно-библиографическая продукция,
  2. Культуро-творческие мероприятия цикла «Планета чудес»,
  3. Экологические зоны печатных документов «Книжный зоопарк»,
  4. Игровые книжные выставки,
  5. Выставки детского творчества,
  6. Практические мероприятия по благоустройству территории библиотеки.

Экологическая программа «Планета чудес»

В центральной муниципальной детской библиотеке им. М. Горького уже не первый год существует экологическая программа «Планета чудес». В 2008–2009 годах в библиотеку пришло новое поколение юных читателей, которые стали участниками этой программы. Она включает в себя использование разных формы работы: беседы, викторины, интеллектуально – творческие игры, литературно – экологические путешествия, кроссворды, экологическое лото, турниры и кукольные спектакли, занятия в изо-студии «Фантазия».

Цель программы: посредством книги познакомить ребят младшего возраста с соседями по планете – животными и растениями; в игровой форме показать правила поведения в лесу; научить ребят умело пользоваться дарами природы.

Задача программы:

  1. Расширить знания о природе родного края;
  2. Воспитать навыки экологической культуры;
  3. Привить любовь к домашним животным.

Участники программы: Читатели трех возрастных групп – 6–8 лет.

І. Цикл бесед «Планета чудес» для детей 6–8 лет

На первой беседе «Земля – планета чудес» ребята знакомятся с нашей планетой, ее историей, жителями, ищут в разных уголках планеты волшебный цветок жизни, для каждого свой, плывут вместе с Магелланом вокруг земли а вместе с Юрием Гагариным смотрят на землю из космоса. Конечно, все путешествия и полеты – это демонстрация картинок, иллюстраций, карт, интересный рассказ библиотекаря и фантазия ребят. Но именно эта общая беседа готовит детей к дальнейшим путешествиям по нашей планете. На второй беседе ребята узнают о чудесах света и земли, о необычных животных и птицах, которые жили на нашей планете много миллионов лет назад. А знакомство с этими чудесами ребята начинают…, не удивляйтесь, со Змея Горыныча. А Змей тот необычный: каждая его голова хранит какую – то загадку, а они открывают ребятам дверь в мир невидимых чудес. Во время экскурсий по библиотеке ребят обязательно знакомят с книгами по экологии. Два других занятия « Если кто с собакой дружит», «Загадки кота Мурлыкина» учат ребят любить домашних животных, правильно за ними ухаживать. Беседы сопровождаются фотовыставкой домашних любимцев. С помощью игрушек, загадок и песен маленькие читатели постигают интересный мир кошек и собак.

После знакомства с домашними животными ребята «отправляются» в лес: посмотреть какие тайны хранит в себе «Лесная корзинка». Так называется следующая беседа. Во время беседы библиотекарь не только знакомит ребят с жителями леса, но и, как фокусник, достает из лукошка разные чудеса леса (красочно нарисованные) необычные растения, птицы, грибы, ягоды появляются перед ребятами вместе со сказкой о чудесах природы. В течение года ребята знакомятся с царством рыб и птиц, изучают зеленую аптеку, учатся любить живую природу и не причинять ей вреда. Благодаря этим беседам, ребята сами пишут сказки, рассказы о животных, лесе, домашних питомцах. А еще ребята пишут о планете, на которой бы они хотели жить. И каждая планета – это чудо, сотворенное руками ребенка. Весь цикл бесед «Планета чудес» объединяет общение с детьми, яркое наглядное пособие, музыкальное оформление, игровые элементы.

***

2008–2009 гг.

• 708 детей стали участниками экологических мероприятий
• Ежемесячно в библиотеке оформляется экологическая экспозиция (книжная выставка; выставка детского творчества; книжные закладки)
• Еженедельно в библиотеке проходит массовое мероприятие по экологии
• Ежедневно пользователям библиотеки выдается 25 книг экологической тематики

***

Книжный фонд на тематических стеллажах представлен по разделам: «Мишкины книжки», «О хрюшках», «О кошках», «О собаках», «О крылатых». На выбор читателям предлагается научно – популярная и художественная литература о животном и растительном мире. Тематические рубрики дополняют композиции с животными.

Здесь же на тематических стеллажах размещаются викторины «Экологический клубок». Викторины разрабатываются ежемесячно по отдельным научно – популярным книгам. Сначала 2009 года в викторинах «Экологический клубок» приняло участие 123 человека.

Викторина оформлена в форме композиции из клубка ниток, вопросов и книги. Нить клубка, как во многих народных сказках, указывает путь непосредственно к вопросам викторины и к книге, с помощью которой читатели находят ответы.

Экологические зоны печатных документов «Книжный зоопарк» способствуют воспитанию у детей навыков экологической культуры, бережному отношению к природе.







Приложение 1

Вопросы по книге А.Плешакова и А.Румянцева «Великан на поляне»

  1. Кто-кто в старом пне живёт?
    (смотри стр.65–70)
  2. Чем полезна «Буфо буфо» в саду и на огороде?
    (смотри стр.81–82)
  3. Почему болеет берёза?
    (смотри стр.113–114)
  4. Почему осина и куст орешника обижаются на людей?
    (смотри стр.111–112)
  5. Кому нужен мухомор?
    (смотри стр.127–128)
  6. Назови золотое правило экологической этики.
    (смотри стр.158)

Вопросы по книге Т. Николаевой «Почти невыдуманные истории»

  1. Как муравьи разносят семена?
    (смотри стр. 6–7)
  2. Каких бабочек Колобок увидел на лугу? Где у бабочки чешуйки?
    (смотри стр.18–21)
  3. Куда прячет свои запасы белка?
    (смотри стр.44–45)
  4. Какой куст серёжками наряжается?
    (смотри стр. 33–34)
  5. Какие ягоды нашёл в лесу Колобок? Как их отличить?
    (смотри стр.30–32)

Вопросы по книге В. Танасийчука «Экология в картинках»

  1. Что есть общее у лягушки, крокодила и бегемота?
    (смотри стр.6–9)
  2. Почему хищники – помощники природы?
    (смотри стр.24–26)
  3. Что такое кислый дождь?
    (смотри стр.34–36)
  4. Отчего погибли киты?
    (смотри стр.37–38)
  5. Что такое экология?

Вопросы по книге «Зеленый дом и его обитатели»

  1. Сколько дней живут кузнечики?
    (смотри стр. 7–9)
  2. Кто живёт в пруду?
    (смотри стр. 11–13)
  3. Составь меню для кузнечика.
    (смотри стр. 27–29)
  4. Назови его любимое блюдо.
    (смотри стр. 34–38)
  5. Где и как живут дети комара?
    (смотри стр. 63–67)

Приложение 2

Цифровые показатели работы библиотеки за 1-е полугодие 2009 г.

 ВсегоПосещенийПрочитано книг
Пользователи библиотеки7158391091115330
Книговыдача
В том числе по экологии
1115330
7932
  
Культуро-творческих мероприятий
В том числе по экологии
293
196
6750
4704
 
Книжные выставки
В том числе по экологии
30
19
 2498
1577
Поиск