Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Формы работы с чителями Сценарий литературно-музыкального вечера «Землянам – чистую планету»
Формы работы

Централизованная система детских библиотек г. Курска
Сценарий литературно-музыкального вечера для учащихся старшего школьного возраста «Землянам – чистую планету»


Сценарий подготовлен и разработан зав. сектором массовой работы ЦГДБ Михайловой Е.В. и заведующей отделом обслуживания ЦГДБ Морозовой Р.Р.

В проведении вечера участвовали работники отдела обслуживания и учащиеся 8-х и 9-х классов школы № 18 города Курска.

Оформление вечера

Книжные выставки:

– «Эта хрупкая планета»

– «Соловьиный край»

– «С любовью и нежностью о природе»

Выставка поделок из древесины, шишек, глины...

Зал украшен разнообразием комнатных цветов и икебанами. Музыкальное оформление: песни, романсы о природе...

Звучит музыка Чайковского «Времена года» – «Июнь». На фоне музыки ребенок читает четверостишие:

Дерево, трава, цветы и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Чтец уходит. Выходят 3 ведущих.

Первый ведущий:

Какая хрупкая планета наша с вами Земля.

И как она прекрасна во Вселенной.

Как хороши ее леса, равнины и луга.

И океана, лик мятежный.

Но все ж она хрупка,

Она к нам тянет руки,

Защиты просит нашей и тепла.

Давайте же добрее будем, люди,

И Землю защитим от нанесенного ей зла.

Звучит песня «Родимая Земля» Г. Мовсесянена

Второй ведущий:

Оглянитесь, посмотрите внимательнее на мир, который нас окружает – какой он прекрасный и удивительный – наш мир. Леса, поля, солнце и горы, животные, птицы – это все природа. Она щедра и бескорыстна, добра и беззащитна. И наша жизнь неотделима от нее. Мы слиты воедино, мы целое одно.

Третий ведущий:

«Ведь счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», – писал Л.Н. Толстой. И из нас только тот человек благороднее и чище, который понимает природу.

На фоне музыки Чайковского «Времена года».

Выходит чтец:

В степях родных, лесах,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила.

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Первый ведущий:

Природа трогает и волнует каждого человека, она полна поэзии и прелести, она так успокаивает, поддерживает в трудные минуты, придает нам силы, вдохновляет.

Чтец:

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладеть с собой.

Побудь в лесу на, солнечной поляне

И все печали снимет, как рукой.

Чтец уходит.

Второй ведущий:

Очень важно, чтобы человек научился любить и ценить природу.

И тогда жизнь для него станет неизмеримо богаче и интереснее. Он не

будет равнодушным и бессердечным.

Третий ведущий:

И, может быть, тогда, когда полюбит Землю человек, он завершит ту необъявленную войну, которую ведет с природой.

Первый ведущий:

И, может быть, тогда прекратится самоуничтожение человечества.

Ядерная война, экологическая катастрофа, духовное беспамятство – давайте остановим этот жуткий процесс разрушения.

Второй ведущий:

Человеческое варварство, жестокость, равнодушие. За что мы мстим Земле, природе, миру? Вокруг огромное количество пустынь, которые когда-то были оазисами. А мы упорно, несмотря ни на что, продолжаем вырубать леса.

Звучит песня в исполнении В. Толкуновой «Рубили дерево». /муз. В. Патрышев, О. Дымов, сл. Л. Овсянников/.

Чтец:

Березник, выбитый и тощий

Листва, умолкшая навек...

Зачем ты рубишь эту рощу

Безумный хмурый человек?

Я так спешил сюда в надежде

Увидеть чистый свет берез!

Ты у меня спросил ли прежде

Чем свой лихой топор занес?

Спросил ли ты у птиц тревожных,

Поднявших крик до самых звезд

В кустах и травах придорожных

Над черным прахом мертвых гнезд?

Спросил ли, наконец, у предка,

Чей вечный сон разбередил:

Что для него живая ветка

Над тихой теменью могил?

Третий ведущий:

Незащищенная, растерзанная земля. Она умоляет, просит. Остановитесь, люди! Неужели нам мало наших промахов и халатности по отношению к природе и самим себе. Ведь ежегодно мы заливаем нефтью землю, океаны и моря, теряем красоту и чистый воздух. А сколько экологических катастроф мы «подарили» миру! Исчезают моря, мелеют реки: Арал, Байкал, Волга, Севан, Ладога, Азов. Уродуются земли, почвы, растительность. О помощи просят Ямал, Новая Земля.

Первый ведущий:

«Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, после этого терять уже будет нечего» /3алыгин С./.

Второй ведущий:

Признаки этой беды уже налицо: наступают пустыни, загрязняются водоемы, истощаются водные запасы, разрушаются почвы, уменьшается озоновый слой. Мы гибнем, люди! Остановитесь, одумайтесь, оглянитесь! Возродите в себе утраченное чувство изумления перед миром природы, ее загадками и тайнами. Давайте снова, станем детьми Земли, а не жестокими хозяевами.

Чтец:

От культа ль нам дались

Слова решительные вроде

Крутого слова: «Покорись!»

И это о родной природе?!

О, мы творим, преображаем!

Но почему ж Врага грубей

Мы поминутно угрожаем

Извечной матери своей?!

Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно не теряя годы,

Забыть все культы

И ввести непогрешимый

Мир природы!

Третий ведущий:

Однажды мы уже решили, что можем все, что все под силу нам, а землю уберечь нам силы не хватило, и прогремел Чернобыль, внеся в душу страх.

Второй ведущий:

А сколько «мирных», атомных, подземных взрывов было. Взрывы! Взрывы! Сколько приняла их на себя наша земля и наши люди, никогда не знавшие атомной войны.

Эра атомных аварий у нас в стране началась задолго до Чернобыльской. Но Чернобыль! Само слово ввергает нас в трепет. Оно как колокол, набат, кричащий людям: «Помните!»

Звучит музыка: «Колокольные звоны», «Троице-Сергиева лавра».

На фоне музыки

Второй ведущий:

«Бьет колокол,

Глухой,

Чуть слышный, дальний,

Я слушаю. И плачу. И молчу».

Чтец выходит и читает:

Четвертый реактор – святые бесстрашные лица

Им, нас защитившим,

Живым и погибшим – поклон.

Народную боль не заносят в учебные акты

Мы атом сегодня в той схватке

осилить смогли.

Пускай человечество помнит

Четвертый реактор. Но если забудет!

Третий ведущий:

Мы нашу землю мало бережем,

О, люди, люди!

Безумие! Заржавленным ножом

По материнской груди!

Первый ведущий:

Если мы сегодня отстали мир и добьемся права на завтрашний день, послезавтра мы можем погибнуть от отравленной воды, воздуха, земли. Если мы сумеем и природу отстоять, через два дня новая опасность не менее трагическая, – погибнуть от беспамятства и безразличия, от потери чувства самосохранения.

Чтец:

Равновесие природы,

Равновесие души

Мы теряем с каждым годом,

Хоть тужи, хоть не тужи,

Реки гаснут, лес мертвеет.

И, наверно, потому

Души добрые черствеют,

Чувства передав уму.

Чтец:

И потому не голубые росы,

А горькие слезинки на ветвях–

Ночами плачут белые березы!

Не о себе, о наших сыновьях,

Как будто знают,

Что сегодня людям вопрос,

Но и ответ необходим:

Чьим воздухом живем?

Чей хлеб едим?

Что с внуками и правнуками будет?

Второй ведущий:

Как долго человек брал от природы и не задумывался, что ее богатства и щедрость не вечный. Что брать их надо разумно, расходовать бережно, и помнить, что когда-нибудь они могут иссякнуть.

Третий ведущий:

Представьте себе Землю, лишенную травы и цветов, лес из черных древесных стволов без листьев, без единой птицы, без единого звука.

Это картина умирания не только природы, но и человека. Человек столько взял у природы, что рассчитывать на ее милость ему не приходится.

Первый ведущий:

Что ж натворили мы с природой,

Как ей смотреть теперь в глаза

В темные отравленные воды,

В пахнущие смертью небеса?

Второй ведущий:

Из всех природных ресурсов самое большое богатство – Земля. Земля – кормилица, Земля – мать – самое великолепное, что нам дано для жизни. Но сейчас мы созерцаем грустный облик изуродованной земли. Мы наносим ей большой урон и невосполнимый вред. Самая жгучая, самая смертная связь – с природой. Физическое ощущение Земли как своей матери, откуда выходит человек и куда он возвращается в конце пути. Любовь к Земле нести необходимо до самого конца. Гармония человека с природой, землей – великое чудо, которое следует беречь.

Первый ведущий:

Она нам не жалеет ничего,

Даря свои бесценные дары,

И требует взамен лишь одного:

Чтоб люди были к ней добры.

Второй ведущий:

А люди «потрудились» – застроили, завалили мусором окрестные луга, поля. Естественное плодородие иссякло от чрезмерной химизации. Земля наполнена радиоактивными, токсичными отходами.

Чтец выходит на сцену:

Прости, Земля, прости, прости, прости...

Мы люди, так тебя обидели,

Груз совести за это нам нести!

На многое смотрели...и не...видели...

Мы думали тогда, так было надо:

Мы рьяно жгли, сушили и рубили,

И вот теперь за это нам награда

Цветущие сады, поля, на гниль

И пыль сменили.

Третий ведущий:

Больна наша Земля, неизлечимо и тяжело. Но многие считают, что можно остановить течение болезни. За 30 лет, отведенных нам учеными

нужно сменить свое отношение к природе, научиться ее уважать и замечать ее боль, ее мольбы и просьбы. В слове Земля – все: и труд, и история, и судьбы миллионов людей. Вся сила в человеке в Земле.

Первый ведущий:

Почему-то всегда хочется плакать – от счастья ли и сознания того, что живу на этой трудной земле ушитой зелеными нитями трав, от гордости за свою Родину – Россию, оттого ли, что мне бесконечно дороги холмы и долины ее, тревожные моря и терпеливые реки, прозрачные до синевы, ее прекрасные леса с кудрявыми белоствольными березами.

Второй ведущий:

С чего начинается Родина

Наверное, с белых берез.

Третий ведущий:

А наша с вами Родина – это то место, где мы родились и вы росли, где живем и надеемся сделать все возможное, чтобы сохранить прекрасный соловьиный край – Курскую землю. Сохранить для тех малышей, которые подрастают и, которым, предстоит еще родиться на этой земле.

Здесь все живое выражает радость

Восторженно поют перепела

Синеет ярко василек, а рядом

Трещат кузнечики, гудит пчела.

Второй ведущий:

Да, трудно представить себе Землю без берез и сосен, без цветов и грибов. Без леса – чудесного творения природы. Леса украшают землю, одевая летом зеленое платье, осенью – золотой наряд, зимой – белоснежную шубу.

В исполнении учащихся КМУ звучит песня «Отговорила роща золотая» сл. Есенина.

Третий ведущий:

Леса не только приносят великую пользу человеку, украшая и оздоровляя, но и поддерживают саму жизнь на земле.

Первый ведущий:

Россия и лес неотделимы. Издревле русские люди ставили избы, дома, храмы. Лес всегда служил не только земным, но и небесным, духовным потребностям человека.

Чтец с места читает:

Лес, русский лес!

Всех лесов на земле ты красивей! Лес!

Русский лес!

Ты богатство и гордость России!

Лес! Русский лес!

Вечно радуй людей и расти до небес!

Лес! Лес! Лес!

Звучит песня «Любовь моя-моя Россия». муз. Тенков В. сл. Софронов.

Второй ведущий:

Лес – бесценное богатство народа, каждого из нас. И ему нужны, особенно сейчас, когда планета испытывает огромные экологические перегрузки, наша забота и помощь. И чтобы не случилось с нами беды, надо не допустить беды с лесом, природой.

Чтец читает:

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Огонь настиг охотника – и, мучась,

Тот задыхался в огненном плену;

Он сам себе готовил эту участь,

Но как он искупил свою вину!..

Не такова ли совесть? Временами

Мне снится сон средь тишины ночной,

Что где-то мной костер забыт, а пламя

Уже гудит, уже идет за мной...

Первый ведущий:

Пожары – это страшно и жестоко.

Не вправе люди поступать с природой так.

Давайте лес беречь, дубравы охранять,

Чтоб чистым воздухом нам было, где дышать.

Наши знаменитые курские дубравы, славившиеся раньше целебными травами, сотнями видов растений, а также несметным количеством обитавших в них птиц и зверей, тоже просят помощи. Дубравы поредели, высокоствольные массивы стали низкоствольными и все меньше птиц встречают весну в наших краях.

Третий ведущий:

Природа вправе требовать от нас рачительного и бережного отношения. Население мира все увеличивается и все больше площадей занимается городами и селениями. А это, в свою очередь, сокращает животный и растительный мир планеты. Красная книга пополняется день ото дня. Но наш натиск на природу не прекращается. Леса продолжают вырубаться, реки мелеть, а сотни видов птиц и животных медленного исчезают.

Из зала читает первый чтец:

Поземкой дымится ветер

В сверкании зимнего дня.

Не троньте в берлоге медведя,

Рогатину – лучше в меня.

Проходит, ломая валежник,

Медведь косолапым шагом,

Недавний пестун, дитя, сладкоежка,

Охочий до меда, до ягод.

Не троньте медведя. Дети

Вам этого не простят.

Сидят у кроваток медведи,

Пусть плюшевые, но сидят.

Выходит второй чтец на сцену и читает стихотворение Р. Рождественского

Богаты мы!

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят.

Дрожит камыш на считанных озерах,

И считанные рыбы плывут в реке,

И восковые считанные зерна

Неслышно зреют в малом колоске.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы.

Первый ведущий:

Человечество, наконец-то, перестало умиляться и восторгаться по поводу бурного развития науки и техники. Настала пора, спросить себя, а не слишком ли дорогую цену платим мы за эти успехи, превращая мир в огромную свалку?

Второй ведущий:

На нашей планете так много озер, рек, морей, океанов. И, к сожалению, Мировой океан постепенно становится заложником наших «побед»:

Чистой воды стало не хватать. Из-за вырубки лесов, пересыхают реки и озера.

Третий ведущий:

Стыдно в этом сознаться, но человечество давно уже включило реки, моря и океаны в систему... канализации. А ведь воде мы обязаны жизнью, она живительная влага всей земли.

Не умыться, не напиться без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда всем везде нужна вода.

Чтец выходит на сцену и читает:

Я не хочу, чтоб речка высыхала,

Где плещет столько рыбок золотых,

Где пляшет резво лодка у причала,

Где теплый вечер так порою тих.

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

Первый ведущий:

Курская земля всегда, славилась своими реками: Куром, Тускарью, Сеймом с тихими плесами, чистыми берегами, глубокими омутами. А сейчас о Куре и не вспоминают. Сейм и Тускарь обмелели и потеряли способность самоочищаться. Единственное, что им осталось – это ждать. Ждать, когда мы одумаемся и перестанем отравлять воды этих рек. Более 250 стоков промышленных предприятий и хозяйств попадают в воды Сейма и Тускаря.

Второй ведущий:

Не узнать тебе, Тускарь – реченька,

Родников твоих, где бубенчики?

Где волна твоя шелковистая,

Где плотва твоя серебристая?

Обросла ты вся паутиною,

Тиной желтою, никотинною.

Над долиною, над пригорками

Льются чибиса слезы горькие.

Первый ведущий:

Самое удивительное то, что человечеству очистить воды от загрязнений не составляет никакого труда, кроме того, что это стоит денег. Потому как это дело дорогое, хлопотное и неприбыльное.

Второй ведущий:

Процесс движется вперед и, именно ему мы обязаны сегодняшней экологической обстановкой, Мы забыли старинную поговорку и плюем в колодец, из которого пить человечеству не одну сотню лет.

Третий ведущий:

Берегите эту землю, эту воду

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Первый ведущий:

Пожалуй, самая жестокая забава людей – охота. И это не увлечение, не доказательство силы и смелости. Это охота ради охоты. Это жажда к безнаказанному убийству. Убийство заведомо слабейшего – не это ли самый тяжкий из всех грехов.

Звучит песня «Лебединая верность». муз. Е. Мартынова, исп. Е.Мартынов

Выходит чтец:

Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.

Там, вверху, где движутся светила,

В искупленье собственного зла

Им природа снова возвратила

То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,

Волю, непреклонную к борьбе –

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла

Погружался медленно на дно,

И заря над ним образовала

Золотого зарева пятно.

Второй ведущий:

Сейчас исчезновение видов животных, птиц и рыб происходит такими стремительными темпами, что появление новых незаметно на общем фоне. И чем меньше зверья остается на планете, тем больше наше желание заиметь хоть что-нибудь «на память» о земной фауне.

Человеческая мода уже дорого обошлась не одному виду уникальных животных. Ценные меха, слоновая кость, змеиная кожа... Боже, сколько же животных поплатились за наше тщеславие и сколько заплатит еще.

Чтец с места в зале читает:

Человек!

Щади зверей и птиц,

Деревья и цветы.

Ведь это все слова,

Что царь природы!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

Выходит чтец:

Все-все

Все на свете

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись

Без чудовищ нелепых

И даже без хищников –

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мед

И кто делает яд.

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

Третий ведущий:

Трудно все же найти человека, который не любил бы, зверей, птиц, рыб, Не любил бы бродить по лесу. Но вот в чем проблема: любить все предпочитают издалека, особенно, не задумываясь, и равнодушно отгораживаясь от всего живого. Любят и все же чуть ли не на каждом шагу вносят свой «вклад» в уничтожение природы.

Первый ведущий:

Поводов для оптимизма у нас мало. Мир стоит на грани экологической катастрофы. Наступление рака, астмы, отравлений, трагические аварии последних лет, стихийные бедствия, как ответ природы людям, – все это должно заставить нас задуматься, в каком мире мы живем, и что мы оставим после себя.

Второй ведущий:

Говорят, что один в поле не воин. Но к экологии это не относится. Здесь каждый из нас может внести свою лепту и хоть чем-то помочь Земле.

Выходит чтец:

Не дарите любимым черемухи стон,

Боль сирени и вопли жасмина.

Будьте щедры душой, не тревожьте кустов,

Подарите звезду в небе синем.

Не губите цветы на лугах и в лесу,

Берегите красу первозданную.

Когда с поля ромашки в охапках несут,

Мне становится грустно и страшно.

Подарите любимой ромашковый луг,

Васильковое поле ржаное.

Подарите березу иль царственный дуб

Только пусть это будет живое.

Подарите лесов предосеннюю грусть

Откровенье озер, шорох теней

Только звон колокольчиков

Слышится пусть,

Только пусть не иссякнет цветенье.

Учащиеся Курского музыкального училища исполняют песню Ю.Антонова «Не рвите цветы, не рвите».

Третий ведущий:

Давайте будем думать мы о том, что будущее наше и природы неотделимо друг от друга. Ведь смерть природы – это гибель наша. До сих пор человек покорял природу, а теперь настало время снова поклониться ей – мудрой матери человечества. Ведь умному сыну это не в тягость: хранить связь с Землей, беречь и охранять ее.

Первый ведущий:

А нам, прежде всего, надо беречь наш край и заботиться о том, чтобы леса были густыми, реки полноводными, а воздух чистым.

Второй ведущий:

Но чистым воздухом мы уже гордиться не можем. Около 275 тысяч тонн загрязняющих веществ поступает в воздух Курской области. Возросло содержание в атмосфере города различных химических веществ – фенола, формальдегида, оксида азота. Более 70 наименований вредных веществ входит в состав загрязнений и свыше 1/3 приходится на долю Курска.

Третий ведущий:

Если не предпринять решительных мер, то мы рискуем оставить наш край без сладкой прохлады родника, незабываемой красоты наших дубрав, щедрой черноземной нивы и песен Курского соловья.

Чтец читает:

Его величество поет,

Презрев и выгоду, и моду

Его величество – поэт,

Благословляющий природу.

Поет он всем и никому.

И власть державы соловьиной

Разлита в голубом дыму

Над нивой, рощей и долиной.

Он ткет ее из лунных трав,

Из нитей гимнов и элегий;

Не требуя ни царских прав,

Ни королевских привилегий.

Преображая в пламень лед,

И в песнь преобразуя чувство –

Его величество поет

Для верноподданных искусства.

Звучит запись с трелями соловья «Курский соловей».

Выходит второй чтец:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите!

Первый ведущий:

Мы живем на земле,

Осчастливленной солнечным светом,

Второй ведущий:

Трижды грешной

И трижды прекрасной Земле.

Третий ведущий:

На земле, что живет, как огромное чудо

И не может, не будет дымиться в золе.

Вечер заканчивается песней «Всем на планете». муз. В. Бадьяров, сл. С. Кирсанов, в исполнении ВИА «Сябры».

Использованная литература:

Баттерфилд Мойра, Тейнер Ди и Бисет ПЭМ.500 вопросов и ответов о нашем мире. – М.,«КУШ», 1995. –192 с.

Гилева Т. и Александрова В.Берегите родную природу. // Воспитание школьников. – 1993.– №4 –с.57–61.

Кудинова М.Р. Экологические проблемы. // География. – 1985. – №34. – с.5.

Сохраним наш мир: Учеб. пособие по экологии для шк. – Волгоград, 1994, –176 с.

Чернина Л. и Сурнина Л. Землянам – чистую планету. // Библиотека. – 1994– №11. – с.56–59.

Стихи: В. Шефнера, Р. Рождественского, В. Фирсова, Е. Евтушенко, П. Боцу, В. Федорова, В. Динабурского, А. Румянцева, Н. Заболоцкого.

 

Поиск