Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Формы работы с читателями Социологическое исследование «Тебе и мне нужна Земля»
Формы работы

Централизованная библиотечная система г.Тамбова
Центральная городская библиотека им Н.К. Крупской
Социологическое исследование «Тебе и мне нужна Земля»


Составитель:
и.о. ведущего библиотекаря ЦГБ им. Н.К. Крупской
Н.Н. Москвитине.

Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоятельными призывами, обращенными ко всему человечеству и к каждому из людей. Сохранение природных основ жизнеобеспечения общества является глобальной, общечеловеческой задачей. Однако, массовое осознание этой задачи приходит с тревожным запозданием, когда на ее решение остается предельно сжатый срок. «Заряженность» на улучшение природопользования должна стать общей чертой всех социальных групп и поколений, но особенно – молодежи. Молодое поколение олицетворяет не только ближайшее, но и более отдаленное будущее, и поэтому особенно заинтересовано, чтобы это будущее было мирным и экологически безопасным. Молодежь относительно свободна от предрассудков и стереотипов, которым подвержены многие представители старших поколений, испытавшие влияние концепций завоеваний природы, неисчерпаемости природных богатств в нашей стране и т.п. Поколение, вступающее в самостоятельную жизнь, наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергией и другими качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов. Наконец, сегодняшние молодые в перспективе возьмут на себя всю полноту ответственности за судьбу планеты. И весь вопрос в том, насколько молодежь осознает свое историческое призвание, в какой мере использует свои возможности и преимущества, чтобы быть готовой интеллектуально, морально-психологически, практически к решению проблем экологии. Этот вопрос мы и постарались выяснить в анкете нашего социологического исследования. Выяснить ~ это значит раскрыть, хотя бы приблизительно, количественное соотношение молодежи с одной стороны, «погруженных» в той или иной степени в природу, а с другой – отчужденных от нее. Именно здесь пролегает своеобразный водораздел, где следует искать внутренние истоки тех позиций, которые определяют либо заинтересованное, активное, либо равнодушное отношение к природе. Вот почему в анкете исследования первым был поставлен вопрос: «Какое месте занимает природа в вашей жизни?» В анкетировании приняли участие 30 человек. Оказалось, что подавляющее большинство опрошенных считает, что экология занимает важное место в их жизни. 73%, в том числе 16,6% – очень важное и 56,6% – довольно важное. Следовательно, логично предположить, что большинство молодых людей, которые отчетливо представляют роль природы в своей жизни, проявляет тревогу за ее судьбу. Но есть небольшое количество – 16,6% для которых природа не является важным в их жизни.

На второй вопрос анкеты: «Назовите 5–6 слов, с которыми у вас ассоциируется понятие «экология», только 16,6% смогли назвать 6 слов, а 5 слов – 40%. В основном понятие «экология» ассоциировалось у опрашиваемых со словом «живая природа» – 56,6%; 16,6% – более обширные понятия «жизнь» и «окружающая среда»; 60% опрашиваемых назвали слова «чистота» и «чистый воздух», а 33,3% – защита и загрязнение.

На вопрос «Волнует ли вас вопрос охраны окружающей среды?» 93% ответили утвердительно, из них 6,65% ответили, что очень волнует, а 3,3% – не очень. Какой вывод можно сделать? Над проблемами окружающей среды задумывается достаточно широкий круг молодежи, остальные просто фиксируют для себя, что да, проблема существует, но сами не задумываются над ней. И подтверждением этого вывода – результат ответа на следующий вопрос анкеты: «Как вы считаете, нужно ли сегодня заниматься проблемами экологии?». 100% опрашиваемых ответили утвердительно, а 33,3% из них считают, что заниматься проблемами экологии нужно незамедлительно.

Мнение же насчет того, кто должен заниматься экологической работой разделилось. 53,3% считает, что экологической работой должны заниматься все люди.; 23,3% – только экологи; 6,6% – администрация города и области. А 13,3% – не знают и не могут даже предположить. Интересна оценка молодежи политики нашего государства в области экологии. При ответе на вопрос «Как вы думаете, правильна ли политика нашего государства в области экологии?» 60% ответили, что нет; 16,6% – не особенно правильна; 6,6% – устраивает политика нашего государства в области экологии, а вот 16,6% – затруднились ответить. Это говорит о том, что политика, реформы нашего государства в общем не устраивают молодое поколение, во всяком случае ту его часть, которая проявляет хотя бы незначительный интерес к судьбе страны. Возможен вариант, что некоторые респонденты, отвечающие, что политика нашего государства не правильна в области экологии и понятия не имели, как же на самом деле решаются в нашей стране вопросы экологии. И, следовательно, их отрицательный ответ был результатом неприятия экологической политики государства в целом.

На вопрос «Как вы считаете, нуждается ли наш город в проведении экологических мероприятий?» все опрашиваемые ответили утвердительно, а 20% добавили, что город очень нуждается в экологических мероприятиях. Естественно, что неблагоприятная экологическая обстановка в городе и побудила ответить утвердительно всех опрашиваемых.

Достаточно интересно ответили на вопрос: «Как вы думаете, каким образом библиотеки могут оказывать влияние на вашу экологическую культуру?» Мнений было множество: 30% высказались за рекомендации по выбору книг; 23,3% – проведение мероприятий на экологическую тему; 16,6% – книжные выставки; 13,3% – занятия, воспитывающие бережное отношение к природе, а 13,3% не представляют роль библиотек на их экологическое воспитание.

На вопрос: «Все ли ответы на интересующие вас вопросы по экологии Вы находите в нашей библиотеке?» 53,3% ответили, что находят все ответы; 13,3% не находят, а вот 26,8% ответили, что не обращаются с такими вопросами в библиотеку. Из этого можно сделать вывод, что вопросы экологии некоторых молодых людей, конечно, волнуют, но на эту проблему они смотрят как на далекое будущее и надеются, что решать ее придется не им, а кому-то другому. А вот читают литературу по экологии практически все, причем – 52% художественную, 40% научно-популярную, 30% – научную. Во многом этому способствует то, что в школах и институтах экология преподается как научная дисциплина и многие запросы являются следствием выполнения домашних заданий. А вот обращение к, экологической литературе по собственной инициативе бывает реже. Следовательно, молодежь еще не готова к тому, чтобы заниматься экологией самостоятельно.

В результате социологического исследования были получены разнообразные количественные данные, по которым можно составить представление об интересе молодежи к миру экологии.

Была совершена попытка «распределить этот интерес» по тематическому содержанию. Это было достигнуто благодаря вопросу: «Если бы библиотека проводила цикл лекций по актуальным экологическим проблемам, то какие из нижеследующих лекций вы бы посетили?» Тематика лекций была составлена так, чтобы соотнести эколого-познавательные интересы молодежи с наиболее важными проблемами в области экологического образования. Из множества связей между человеком и средой его обитания выделяют в наши дни цепочку: «Изменение антропогенного воздействия на среду – изменение среды – изменение состояния здоровья человека». Негативные последствия, которые концентрируются в последнем звене этой цепочки выдвигают и проблему оздоровления окружающей среды ради сохранения и укрепления здоровья людей, и проблему отдыха на природе, столь необходимого для восстановления сил, совершенствования физических и психологических возможностей, воспитания бережного отношения к растительным и животным сообществам и т.п. Эти проблемы охватываются темой «природа, отдых, здоровье». Как и можно было ожидать эта многогранная тема, связанная со здоровьем как одной из важнейших личностных ценностей, вызвала интерес большинства опрашиваемых 56,6% и вышла на 1-е место.

Видное, место среди экологических проблем занимают вопросы оздоровления Экологической обстановки в регионах. Чтобы получить ответ на этот вопрос в список лекций была введена тема: «Особенности экологической обстановки в нашем регионе». Отрадно отметить, что интерес к данной теме проявили 40% опрошенных. И эта тема вышла на второе место.

Пополнение и углубление экологических знаний входит неотъемлемой частью в процесс формирования у молодежи экологической культуры. Нам же важно было узнать, насколько у молодых людей выработан познавательный интерес к проблемам экологической культуры. А измерить его помогло включение в список лекций темы «Экологическая культура личности», 36,6% опрошенных выразили желание прослушать лекцию на данную тему. Остальные темы не вызвали такого интереса и процентное соотношение распределилось следующим образом: «Экология и цивилизация» – 33,3%; «ИТП и окружающая среда» – 26,6%; «Экология и право» – 26,6%; «Биотехнология: что это такое?» – 20%.

И, наконец, осознание экологических проблем, последствий бездумного отношения к природе влечет за собой озабоченность в той или иной степени будущим своим и своих потомков. Чтобы выяснить прогнозы молодого поколения на будущее был включен в анкету возрос: «Как вы считаете, грозит ли нам экологическая катастрофа?» Опрос показал, что прогнозы отнюдь не оптимистические: 56,6% считают, что экологическая катастрофа не за горами, а 13,3% предполагают, что нам грозит огромная катастрофа в будущем, 16,6% склоняются к мысли, что катастрофа возможна, хотя надеются на лучшее. А 13,3% считают, что катастрофы не будет, скорее всего эти молодые люди особо не задумываются над последствиями неблагоприятной экологической обстановки или не осознали важность решения экологических проблем. А, возможно, они верят, что человечество не допустит экологической катастрофы.

Таким образом, можно сделать вывод: молодое поколение недостаточно готово к тому, чтобы взять на себя всю ответственность за экологическое будущее страны, и поэтому библиотека должна поставить перед собой задачу формирования экологического сознания молодого поколения путем разработки и проведения ряда комплексных мероприятий, охватывающих проблемы экологии со всех сторон и задействования в них экологических клубов города и организаций, занимающихся охраной окружающей среды. Ведь одна из главных причин негативных изменений в природной среде – дефицит экологической сознательности, ответственности, чувства любви к природе, а поэтому экологическая работа библиотек важна и должна занять существенное место в плане работы на 2001 год.

Поиск