Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Формы работы с читателями Игровая программа, посвященная Дню воды
Формы работы

Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия им. Д. Батожабая
Игровая программа, посвященная Дню воды


Звучит музыка и кадры из видеофильма о воде.

Ведущий:

Известный историк, крупнейший деятель русской и мировой культуры Василий Осипович Ключевский проникновенно писал о русском человеке: «На реке он оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою душу. Он любил свою реку. Никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов, – и было за что…

Русская река приучила своих прибрежных обитателей к общежитию и общительности. В Древней Руси расселение шло по рекам, и жилые места особенно сгущались по берегам бойких судоходных рек, оставляя в междуречьях пустые места и болотистые пространства...река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, обращаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, меняться товаром и опытом, знать обхождение. Так разнообразна была историческая служба русской реки».

Выбираем капитанов, они набирают себе команды по 5 человек.

Оценивать сегодняшнюю игру будет жюри (представление жюри).

Как вы уже догадались сегодня мы с вами будем говорить о воде, и играть с водой. Я буду задавать вопросы, а кто знает ответ поднимает руку.

1. Пьют ли рыбы воду и как? (рыбы пьют совсем мало воды. Они заглатывают ее, когда открывают рот, чтобы поесть. Так что они едят и пьют одновременно. Еще вода просачивается внутрь через крошечные отверстия в коже рыб.)

2. Почему вода в океане соленая, а в реке пресная? (в океан соль приносят реки. Эта соль содержится в частичках горных пород и почвах, которые реки забирают на своем пути. Океан никуда не течет, и поэтому соленый. А реки наполняются новой водой от дождей, течение уносит соль в океан, поэтому реки – не соленые.)

3. Откуда берется дождь? (испарившаяся вода поднимается в небо, а воздух там холоднее, чем внизу. Этот холод заставляет малюсенькие капельки воды соединятся сначала в большие тяжелые капли, а потом в облака. Когда это облако переполняется этими большими каплями, они разъединяются и начинают падать на землю в виде дождя.)

1 конкурс

Придумать название команд и свой девиз, связанный с водой.

Пока команды готовятся послушайте интересные факты:

• Речные, подземные и озерные (пресные, горные для питья) воды составляют всего лишь 1% от всего общего объема всех вод гидросферы Земли.

• Ткань человеческого организма состоит из воды в такой пропорции к другим ее компонентам, что на 4,5 килограмма веса нашего тела приходится 3 литра воды.

• Расход воды, используемой для хозяйственно-бытовых нужд, составляет в среднем 150 литров в сутки на одного среднемирового горожанина, что в три раза больше, нежели на сельского жителя.

• В виде напитков в течение дня человек потребляет в среднем около двух литров воды, не считая еще одного литра, который он получает в составе твердой пищи.

• Помимо поступающих в организм человека трех литров воды в день, его тело содержит еще около десяти литров воды, циркулирующих между его внутренними органами.

• Около 90% всех живых организмов, обитающих в море, ведут жизнь в пределах материковой отмели, а также в верхнем слое воды толщиной 80–100 метров в тропиках и 15–20 метров в полярных широтах.

• Если бы можно было сложить в длину все реки территории нашей страны, то получилась бы река длиной свыше 3 млн. километров. А если бы слить все озера в нашей стране, число которых достигает 3 млн., в одно, то площадь озера составила бы больше 500 тыс. квадратных километров.

Ведущий:

Посмотрим, что приготовили наши команды. (жюри подводит итог 1 конкурса).

Основой Байкальской экосистемы является вода. Несмотря на то, что Байкал – пресноводный водоем, в его водах растворено значительное количество минеральных веществ. Какова общая минерализация байкальской воды и каков ее химический состав?

(зрители отвечают), (в байкальской воде обнаружено свыше 40 элементов периодической системы Менделеева, больше всего – кальция, углерода, кислорода, магния, натрия, калия, кремния, серы, хлора, азота, железа, фосфора.)

2 конкурс «Водомеры»

Командам нужно перекачать воду из одного стакана в другой шприцом, у кого больше будет воды, тот и победил, время для эстафеты 2 минуты.

(оценки жюри)

3 конкурс. Аукцион.

Кто живет в воде

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить.

Без воды не прожить и водным жителям, а каким? Сейчас команды по очереди будут называть водных обитателей, кто больше назовет, тот и победил.

(оценки жюри)

Откуда появились в Байкале организмы, давшие начало современному разнообразию животного мира озера?

(ответы аудитории): (Небольшое количество корневых форм, давших начало современным животным, проникло в озеро в далеком прошлом из пресноводных и солоноватоводных водоемов Центральной Азии. Палеонтологические исследования дают основание предполагать, что корни байкальской фауны возникли во внутренних водоемах Монголии в позднемеловое время, то есть 70–80 млн. лет назад, а заселение водоемов-предшественников великого сибирского озера началось в позднем палеогене, то есть около 30 млн. лет назад.)

4 конкурс. «Не пролей водицу» (эстафета)

Девизом конкурса будет «Если воду не прольешь больше баллов соберешь», командам выдаются стаканы с водой, нужно: со стаканом в руке обежать кеглю, у кого больше воды останется, тот и победил. (время для выполнения задания 2 мин.).

5 конкурс. Гидрология

Этот термин дословно означает «учение о воде». Эта наука о наземных водах нашей планеты, их свойствах и протекающих в них процессах во взаимосвязи с атмосферой, земной корой и биосферой.

Задание заключается в следующем: из слова ГИДРОЛОГИЯ нужно составить как можно больше слов (например: гид, род, гол и т.д.)

А пока наши команды пребывают в воде, мы с вами выберемся на сушу. Я прочитаю рассказ. А вам нужно будет найти ошибки, которые совершили школьники в лесу.

…Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто их вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!», горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, мы взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петрик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться за ним.

…С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

Ошибки, совершенные школьниками:

1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья».

3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду разводить в лесу костры вообще запрещается.

4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.

5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.

6. Трогать яйца птиц не следует – птица может покинуть гнездо.

7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо, если не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.

8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.

9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.

10. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

А теперь проверим готовность наших команд. Игроки по очереди называют слова, повторять нельзя, у кого больше, тот и выиграл.

Жюри подводит итог конкурса. Общий итог игры. Вручение призов.

Вот и завершилась игра, я думаю, что вы много узнали о воде, не даром воду называют «живой», «волшебной».

В природе путешествует вода.

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает – снова в поход,

По горным вершинам,

Широким равнинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождями вернется.

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь…

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебная чудо-вода!

До новых встреч, ребята!

Список литературы:

1. Кучинская И.Ю. День волшебной воды// Читаем, учимся, играем.– 1999.–№5.

2. Москвин А.Г. Экология водоемов России: 100 вопросов – 100 ответов. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 160 с.

3. Ярошенко В.А. Энциклопедия «Живая вода». – М.: Мол. Гвардия, 1989. – 511 с.

4. Экологический калейдоскоп: Сборник игровых и познавательных программ /Сост. Т.Б.Гриф. – Улан-Удэ, ИПК ВСГАКИ, 2004. – С.36–42.

Поиск