Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Публикации Линков М.С. О лучших электронных изданиях Общероссийского конкурса-фестиваля по экологической тематике – 2009
Публикации

Линков М.С. О лучших электронных изданиях Общероссийского конкурса-фестиваля по экологической тематике – 2009
Библиотечное дело. – №15. – 2010. – С. 22-27


М.С. Линков,
заведующий сектором информационно-консалтингового центра «Библиотека и молодёжь»
Российской государственной библиотеки для молодежи

 

Министерством культуры Российской Федерации, Российской государственной юношеской библиотекой (ныне Российская государственная библиотека для молодежи), Российской библиотечной ассоциацией и АНО «Институт информационных инициатив» с апреля по декабрь 2009 года был проведен Общероссийский конкурс-фестиваль печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек (далее – Конкурс-фестиваль). Он выявил большое количество ярких и интересных работ, выполненных на высоком интеллектуальном и технологическом уровне. Материалы поступали по четырем номинациям: «Лучшее печатное издание», «Лучшее электронное издание», «Лучший интернет- проект», «Лучшее массовое мероприятие».

Конкурс-фестиваль проводился по четырём номинациям: «Лучшее печатное издание» (I), «Лучшее электронное издание» (II), «Лучший интернет- проект» (III), «Лучшее публичное мероприятие» (IV). В первой и четвертой номинациях на Конкурс-фестиваль поступило равное количество работ – 54, во второй – 34 и в третьей – 7 работ библиотек-участников. Были библиотеки, приславшие свои материалы сразу на несколько номинаций.

В Конкурсе участвовали различные типы библиотек-субъектов РФ:

• Централизованные библиотечные системы, отдельные муниципальные библиотеки муниципальных образований России;
• Центральные универсальные библиотеки субъектов Российской Федерации;
• Детские, юношеские, детско-юношеские библиотеки субъектов РФ и муниципальных образований России.

Среди участников Конкурса замечена библиотека из Республики Казахстан, приславшая свои работы сразу на 2 номинации (I и IV). Сам факт участия библиотеки из соседней республики не может не радовать, т.к. это еще раз доказывает повышенный интерес библиотек ближнего Зарубежья к подобным мероприятиям.

Победителями Конкурса-фестиваля стали:

1) В номинации «Лучшее печатное издание» – Государственная библиотека Югры (Ханты Мансийский автономный округ – ЮГРА, г. Ханты-Мансийск) за работу «Сборник методических материалов «Знай, люби, береги!»;

2) В номинации «Лучшее электронное издание» – Кировская государственная универсальная областная научная библиотека имени А.И. Герцена за работу «Информационный дайджест «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития»;

3) В номинации «Лучший интернет-проект» – Муниципальная информационная библиотечная система, библиотека «Северная», г. Томск за проект: «Томская экологическая страница»;

4) В номинации «Лучшее публичное мероприятие» – Централизованная библиотечная система, филиал №10, г. Вологда за Общегородскую молодежную экологическую акцию «Эко – Я!».

***

В данном обзоре материалов библиотек, присланных на Конкурс-фестиваль, речь пойдет о номинации «Лучшее электронное издание», которая наглядно отражает, что библиотеки все шире применяют в своей повседневной практике новейшие современные технологии.

Всего на Конкурс-фестиваль в данной номинации прислано 35 работ из 32 библиотек – субъектов Российской Федерации. Специальными Дипломами различных библиотечных и общественных организаций отмечены 13 работ из 11 библиотек. Они-то и составят содержание данного обзора.

Информационный дайджест «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития»

Первое место присуждено работе ОГУК «Кировская ордена Почёта государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена» – Информационный дайджест «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития».

Эта библиотека и раньше участвовала в экологических смотрах-конкурсах работ библиотек по экологическому просвещению населения и заняла почетное первое место в 3-м (2000–2001 гг.) и 4-м (2005–2006 гг.) Всероссийских смотрах-конкурсах. Данный Конкурс-фестиваль не стал исключением для Кировской универсальной областной научной библиотеки им А.И. Герцена. И на этот раз она продемонстрировала свой огромный творческий потенциал.

Отмеченная, как победитель конкурса-фестиваля, работа Информационный дайджест «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» – это, по сути, большой справочник по экологическому образованию и просвещению. Здесь можно найти и раскрытие основных терминов (например, термин «устойчивое развитие», ОУР), и описание важных официальных документов (например, Доклад Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», «Доклад Брундтланд» 1987 г.), и библиографию изданий по ОУР и экологии в целом, на которые стоит обратить внимание при изучении проблемы. Отдельно на диске представлена библиография по устойчивому развитию, экологическому образованию и просвещению.

Две работы этой же библиотеки, присланные на конкурс, были также поощрены специальными Дипломами Жюри фестиваля, о чем будет сказано ниже.

Все работы, представленные по номинации «Лучшее электронное издание», можно условно разделить на пять больших групп. Условно потому, что материалы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Постараюсь все же оттенить отличительные черты той или иной работы.

I. Воспитание экологической культуры у населения

Областной смотр-конкурс «Работа библиотек по воспитанию экологической культуры населения»Библиотечная экологическая карта Вятского края

Открывают рассматриваемую группу две большие работы Кировской универсальной областной научной библиотеки им. А.И. Герцена, отмеченные Специальным Дипломом Государственной публичной научно-технической библиотеки России «За многолетний вклад в развитие экологического просвещения в библиотеке»:

1. Областной смотр-конкурс «Работа библиотек по воспитанию экологической культуры населения».

В презентации представлены работы всех участников – победителей областного смотра-конкурса библиотек по воспитанию экологической культуры населения. Этот диск представляет собой своеобразную энциклопедию опыта библиотек по экологическому воспитанию и просвещению. Тут и многочисленные выставки, викторины, и слайд-презентации (например, Юрьянская межмуниципальная центральная районная библиотека им. С.И. Сычугова), и экологический туризм (Пижанская центральная библиотека им. А.Ф. Красноперова), и массовая работа с читателями (библиотека семейного чтения Мурашинской ЦБС), и работа детских экологических клубов (Вятско-Полянская детская библиотека), и конкурс детских рисунков (Кайская сельская библиотека им. М.М. Синцова Верхнекамской ЦБС) и многие другие интересные работы библиотек Кировской области.

Богатейший материал об опыте библиотек по воспитанию экологической культуры населения наверняка будет интересен и полезен библиотекарям, а также студентам вузов экологической направленности.

2. Библиотечная экологическая карта Вятского края

Центром экологической информации и культуры этой библиотеки разработана уникальная электронная экологическая карта Вятской области. Уникальна она тем, что предоставляет обширные сведения обо всех центрах экологической информации и культуры области. Кроме того, можно узнать о библиотечных экологических программах, реализуемых библиотеками области, познакомиться с электронными презентациями и большим количеством сценариев, сборников, указателей, дайджестов, буклетов экологической тематики, созданных в коллективах библиотек.

Такие материалы, безусловно, ценны для библиотек России, которые постоянно держат в поле своего зрения вопросы экологического воспитания и просвещения. Уникальность данного издания проявляется еще и в том, что оно способно стать отправной точкой к возможному созданию подобных электронных справочников библиотек России и дальнейшему объединению их в Библиотечную Экологическую карту России.

Диск-презентация «Земля будет жить»

МУК «Централизованная библиотечная система» г. Воркуты прислала на Конкурс-фестиваль диск-презентацию «Земля будет жить» (диплом Российской государственной детской библиотеки «За лучшее электронное издание для детей младшего и среднего возраста»). Присланный материал может служить примером кропотливой и комплексной работы библиотеки с юными читателями по экологическому воспитанию и просвещению. Представленная информация поражает многогранностью и содержательной наполненностью и отражает яркий опыт работы библиотеки. Дается множество интересных материалов и сценариев к проведению различных мероприятий (эковикторины, экологические уроки, загадки, экологические вечера поэзии, театрализованные представления). Показаны многогранность и разносторонность экологии, ее взаимосвязи с другими областями знания: например, мотивы природы в искусстве («Декоративно-прикладное искусство», «Природа в живописи», «Природа в скульптуре»), литературе. Здесь можно найти биографии поэтов и писателей, пишущими о природе (И.И. Акимушкин, В.В. Бианки, Ю.Д. Дмитриев, О.В. Перовская, И.С. Соколов-Микитов и др.), познакомиться с их творчеством (например, Бианки В.В. «Чей нос лучше»; Соколов-Микитов И.С. «Год в лесу», «Весна», «Бурундук»; Дмитриев Ю.Д. «Бархатная дорожка», «Синий шалашик» и др.). Можно узнать и об искусстве составления букетов и мастерстве изготовления украшений из природного материала.

К каждой изображенной на диске картинке прилагается расширенная аннотация, раздел о декоративно-прикладном искусстве содержит яркий иллюстративный материал с описанием, как самому изготовить ту или иную поделку и т.д.

Материал незаменим при первом знакомстве с экологий, в то же время он может служить электронной энциклопедией при подготовке рефератов и курсовых работ. К нему полезно обращаться при подготовке выставок, литературно-музыкальных вечеров, сценариев для театральных постановок и тематических «круглых столов» (например, «Тема природы в картинах русских художников» или «Искусство флористики»).

Электронная презентация «Янтарный край России. Экология»

Интересна работа «Янтарный край России. Экология». Электронная презентация комплексной работы содействия реализации конституционных прав граждан, особенно молодежи, на свободный доступ к экологической информации, являющейся общественным достоянием» выполненная Информационным Центром МУК Балтийского городского округа «ЦБС». Данная презентация отмечена дипломом Межрегионального библиотечного центра сотрудничества «За лучшее электронное представление комплекса работ по реализации конституционных прав граждан на свободный доступ к экологической информации».

Презентация освещает деятельность Централизованной библиотечной системы, все отделы которой участвуют в формировании экологической культуры. Проводятся разнообразные мероприятия – от конференций («Экология города Балтийска и Калининградской области») и тематических выставок («Рябинкины именины») до экологических праздников («День Воды») и театральных постановок (Экотеатр).

Большое внимание в Информационном центре уделяется предоставлению широкого доступа к экологической информации. Показатели запросов свидетельствуют о заинтересованности населения в такого рода знаниях. Центром издаются рекомендательные библиографические пособия по экологии, экологические календари. Помимо традиционных форм предоставления доступа населения к ресурсам экологической проблематики, в Центре используются и становятся уже привычными такие сравнительно новые формы, как Интернет, правовые базы данных по экологии («Гарант», «КонсультантПлюс», «Эталон», «Законодательство России» и др.). Проводятся всевозможные тренинги по справочно-правовым системам среди молодежи. Обеспечено тесное взаимодействие со школами (тематические выставки, «круглые столы», фотовыставки, беседы со школьниками, Дни информации и т.п.), а также с органами местного самоуправления, общественными организациями, домами детского творчества. Для учеников начальных классов разработаны такие оригинальные формы работы: выставка-витрина, выставка-совет, выставка-вернисаж, выставка-портрет, беседы-практикумы и ряд других.

Многообразные экологические акции и большая эколого-краеведческая работа проводятся совместно с учащимися всеми сотрудниками ЦБС (пешие прогулки, поездки на Куршскую Косу). На Куршской Косе школьники посещают Биологическую станцию, где вместе с орнитологами ведут наблюдения за учетом численности перелетных птиц.

Эти мероприятия помогают подрастающему поколению овладевать экологической культурой. Школьники начинают лучше понимать и правильно оценивать значимость проблем экологии: что такое экология, почему важно оберегать ее, как могут они сами помочь в ее сохранении? Найти ответы на эти и многие другие вопросы позволяют, с одной стороны, теоретические сведения, полученные в библиотеке (конференции, выставки, театрализованные представления и т.д.), и практические знания (возможность поиска экологической информации, экологические акции, экологический туризм и т.д.) – с другой.

Презентация, пожалуй, даже несколько перегружена теоретическими и фактографическими данными, из-за чего, возможно, будет немного трудна для восприятия. Материал стоило бы разделить на две презентации, но в целом проделанная очень большая и многоаспектная работа по праву занимает достойное место среди других работ конкурса. Она будет полезна как школьникам начальных классов, так и студентам вузов.

II. Экотуризм и экокраеведение

«Таганрог. Мой город – капелька России»

Такая тематика преобладает в большинстве материалов, присланных на конкурс. Это обусловлено, прежде всего, возросшим интересом населения к истории родного края, его географии, природным ресурсам, памятникам природы, которые встречаются в крае, а также, что не менее важно, заботой о его экологии. Постепенно в сознание любого человека приходит мысль о хрупкости и уязвимости окружающего нас мира, о том, что человек должен быть созидателем, а не разрушителем нашей планеты, о том, как важно объединить усилия всех людей по её охране.

Эту группу открывает работа МУК «ЦБС» г. Таганрога «Таганрог. Мой город – капелька России». Данный творческий проект раскрывает всю многогранность и широту деятельности библиотек по экологическому воспитанию и просвещению населения в отдельно взятом городе России. Материал на диске имеет шесть больших разделов.

1. Экообразование. Здесь даны несколько тематических рекомендательных списков литературы по экологии для детей и юношества с говорящими названиями: «Экология планеты», «Экологический университет», «С любовью к природе», «Сохраним навечно. Природа Ростовской области и ее охрана». В этом же разделе можно найти и презентацию «Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации», знакомящую с основными документами по экологии, а также с экологическими организациями г. Таганрога.

2. Экологический календарь – раздел, посвященный основным экологическим датам. Каждая дата подкрепляется кратким описанием с музыкальным сопровождением. Можно узнать о том, когда впервые стал отмечаться тот или иной праздник, каковы предпосылки для включения его в экокалендарь. К некоторым датам приложена мини-презентация, например, творческая работа «Леса – украшение земли» рассказывает о многообразии лесов России, их большом значении для планеты в целом, о методах их изучения и охраны, о роли человека в жизни леса.

3. Раздел Экокраеведение содержит презентацию-экскурсию «Памятники живой природы Таганрога». Экскурсия начинается с рассказа о Ботаническом национальном парке Ростова-на-Дону, признанным уникальным памятником природы, в котором собрана коллекция из шести с половиной тысяч видов флоры из разных концов света. Центральное место в презентации отведено реликтовым деревьям и кустарникам. Самое реликтовое дерево, произрастающее на территории города Таганрога – это, безусловно, гинкго, оно появилось в те далекие времена, когда на Земле властвовали динозавры. Можно узнать и о других реликтовых деревьях – живых памятниках природы, таких, как Дуб черешчатый, шелковица, которой уже больше 270 лет, и роще «Дубки», посаженной более 40 лет назад и получившей статус природного заказника.

Здесь можно найти интересные сведения еще об одном памятнике природы – Азовском море. Его происхождению, биоразнообразию, значению в жизни человека, а также экологическим проблемам и способам их решения посвящена отдельная презентация.

В заключение приведена электронная версия Красной Книги Ростовской области, которая объединяет на своих страницах животных и растения, нуждающихся в защите человека, иначе они исчезнут навсегда.

4. Раздел «Наш Таганрог» посвящен городу Таганрогу – городу с богатой 300-летней историей, давшему мировой культуре немало выдающихся имен (среди них – А.П. Чехов, Ф.Г Раневская, А.К. Куинджи, К.Г. Паустовский, А.А. Дурова, Е.В. Образцова и другие).

Есть сведения о географическом положении Таганрога, происхождении его герба, флага и гимна.

5. Раздел «Экология + дети + библиотека» раскрывает работу библиотек ЦБС г. Таганрога по экологическому воспитанию и просвещению детей и юношества. Средняя общеобразовательная школа № 24 («В экологию через книгу и творчество»), приобщая школьников младших классов к экологическим знаниям, разъясняет основные экологические термины, организует вместе с библиотекой в школе экологические мероприятия. К их числу относятся: конкурс поделок из природного материала «ФАНТАЗИЯ И ПРИРОДА»; конкурс сочинений «Мой домашний любимец. Я забочусь о нем»; библиотечный актив «BOOKовая роща», экологический десант и викторина «Крылатые вопросы» по теме «Цветущая Земля – процветающая Россия!», экологическая акция «Сиреневый сад» и ряд других. Здесь в легкой и доступной форме повествуется об экологических проблемах города и о том, почему и как необходимо соблюдать чистоту в городе. Школа № 24 проводит экологические акции по уборке мусора, оформляет различные выставки поделок из вторсырья (например, «Конкурс поделок под девизом «Отходы – в доходы»), организует регулярные экологические субботники («Черепаха» – это чистая вода) и школьные научно-практические конференции по экологии и экобезопасности (например, «Мусорный ветер: город – цивилизация мусора?).

В разделе помещены сценарий игры-путешествия «По экологическим тропам парка» и презентация для самых маленьких «В гостях у Дино», подготовленная детским экологическим библиотечно-информационным центром им. И.Д. Василенко филиалом № 14 ЦБС г. Таганрога.

6. Раздел «Фотогаллерея» завершает знакомство с данным электронным изданием, представляя природу Таганрога в красочных фотографиях.

Материал диска, безусловно, будет интересен студентам вузов при подготовке рефератов и курсовых работ по экологической тематике, учителям начальных классов, библиотекарям, занимающихся работой по развитию экологической культуры и экологическому воспитанию населения.

Электронное издание «Мещерский край в подарок поколеньям»

Большая работа по природе родного края – электронное издание «Мещерский край в подарок поколеньям» выполнена Центральной городской детской библиотекой им. А.В. Ганзен МУК «ЦБ им. Л.А. Малюгина». Работа библиотеки получила диплом журнала «Хроники краеведа» «За лучшее электронное издание в области экокраеведения и экотуризма».

Работа посвящена не только краеведению родного края, но и деятельности библиотеки в области экологического просвещения и воспитания по работе с детьми. Проект можно условно разделить на два раздела: «Мой любимый город» и «Библиотеки + экология».

Первый раздел рассказывает о возникновении старинного города Касимова – исторического центра Мещерского края, о его историко-культурных памятниках. Особое внимание уделяется окрестностям Касимова: многочисленным речушкам и небольшим водоемам, богатому животному и растительному миру Оки – главной водной артерии края. Красоты города Касимова и Мещерского края запечатлены на многочисленных фотографиях, дополняющих текст первого раздела.

Однако не обойдены и экологические проблемы города Касимова. Прежде всего, вызывают наибольшее опасение выбросы в атмосферу и в водную среду отходов промышленных предприятий. Неблагоприятная экологическая обстановка сказывается на ситуации в крае.

Раздел второй раскрывает большой опыт Центральной городской библиотекой им. А.В. Ганзен по развитию экологической культуры и ее воспитанию у детей. Первоначальные отдельные мероприятия, циклы мероприятий составили в 2003 г. программу «Живая планета», действующую по настоящее время. Она рассчитана на детей, учителей, воспитателей, родителей и ставит целью способствовать формированию у подрастающего поколения комплексной системы знаний об основах экологии. В библиотеке более 15 лет действует клуб «Юный эколог». Он охватывает детей младшего школьного возраста средних общеобразовательных школ города. К услугам ребят фонд библиотеки, состоящий из книг, периодических изданий, а также аудио-, видеоматериалов по экологии. Клуб участвует в городских экологических акциях, проводит викторины, выставки детских рисунков, конкурсы по экологии и природе родного края

Работа по экологическому просвещению ведут и другие отделы библиотеки. Они организуют общегородские смотры-конкурсы: фотографий, рисунков, поделок, а также «круглые столы», конференции, игры-викторины, экологические аукционы, используют и многие другие формы работы с юными читателями. Все это наглядно отражают фотографии, зафиксировавшие несколько подобных мероприятия.

Здесь же даны сценарии к ряду мероприятий по экологии: игре-эстафете «В паутинном царстве», познавательной игре «В царстве диких кошек», экологической пресс-конференции «Мы – дети земли» и других.

Библиотекой выполнена интересная творческая и исследовательская работа. Она, несомненно, вызовет интерес у экологов-краеведов, у библиотекарей, занимающихся экологической проблематикой.

Мультимедийный диск «Балахна заповедная»

Дипломом Международной академии информатизации «За оригинальное электронное издание в области охраны окружающей среды на примере отдельно взятого региона России» отмечена работа «Экология в цифровом формате: создание электронной продукции для совершенствования информационной деятельности в библиотеке» ЦГБ им. А.С. Пушкина МУК «ЦБС» Балахнинского муниципального района Нижегородской области. Библиотекой разработан большой электронный путеводитель по уникальной природе Балахны и Балахнинского района. Его удачно характеризуют сами составители: «Второе издание мультимедийного диска «Балахна заповедная» объединяет три самостоятельных электронных продукта, связанных эколого-краеведческой темой: 1. Электронный справочник «Красная книга Балахнинского района. Животные», 2. Электронный справочник «Красная книга Балахнинского района. Растения», 3. Виртуальный путеводитель «Памятники природы Балахнинского района». Справочники представляют собой перечень охраняемых видов животных и растений с иллюстрацией и кратким описанием. К каждому справочнику прилагается электронная презентация, сопровождаемая видео и звуковыми фрагментами. Путеводитель – виртуальная экскурсия по охраняемым территориям Балахнинского района с широкими возможностями знакомства с аудиовизуальной и текстовой информацией. Диск «Балахна Заповедная может быть полезен преподавателям биологии, экологии, географии, краеведения, библиотекарям, учащимся и краеведам».

Электронный путеводитель «Памятники природы Вышневолоцкого края»

Не менее интересный проект, получивший диплом Оргкомитета конкурса-фестиваля «За лучшее издание в области экокраеведения и развития патриотического воспитания» – «Памятники природы Вышневолоцкого края: электронный путеводитель» выполнен Центром детского и семейного чтения Вышневолоцкой центральной библиотеки. Диск создан в рамках программы «Папа, мама, я и экология», по которой библиотека работает с 2006 г. Среди уникальных памятников природы – озера и реки (река Белая, древняя долина реки Мсты, озеро Боровно и др.), парки («Рудневка», «Афимьино», «Березки» и др.), деревья (Лещиники Войбутские, Сосновый бор «Серебряники» и др.), родники (Мартусский, Глубоковский и Войтбутские родники), болота (Афимьино, Быстрое, Лонница, Ревенка и др.), валуны и горы (валун Глубоковский, Орхидная горка и др.) Каждый природный памятник подробно описан и сфотографирован.

Диск позволяет составить разностороннее представление о природном разнообразии Тверской области, её географических и топографических особенностях. В конце дается библиографический список литературы (38 назв.), охватывающий литературу по основам экологии, экосистемам, геологии, геодезии, экотуризму.

Данный диск представляет огромную ценность при работе с младшими и старшими школьниками по воспитанию у них любви к природе родного края и развитию у них экологической культуры. Он будет полезен при подготовке экоэкскурсий и выездов в природу, поможет организовать экологический маршрут по какому-либо городу или целому региону с остановками у наиболее примечательных природных памятников. По примеру диска легче оформить выставку, ознакомить с различными экосистемами, оттенив тонкие взаимосвязи всех компонентов внутри них, а также хрупкие природные сообщества.

III. Библиографические базы данных и списки литературы.

Электронное пособие «Где живем, что пьем, чем дышим»Презентация электронного пособия «Где живем, что пьем, чем дышим»

Это интересная группа материалов, целью которой является раскрытие экологических фондов библиотек. Особо выделяется работа Центральной городской библиотеки им. Н.К. Крупской МУК «ЦБС» г. Тамбова. Она представила на конкурс электронное пособие «Где живем, что пьем, чем дышим» (диплом ГПНТБ России «За лучшее электронно-библиографическое издание по экологической безопасности»), посвященное актуальным проблемам экологии. Это фактически путеводитель по экологических фондам ЦБС г. Тамбова, охвативший 190 библиографических записей за 2000–2008 гг.

На диске представлена библиография, систематизированная по трем основным разделам («Экология и окружающий мир», «Человек в экосистеме», «Сценарии»), которые, в свою очередь дробятся на более мелкие. Каждый раздел открывается вступительной статьей, где поясняются основные термины и принципы отбора литературы.

Первый раздел пособия «Экология и окружающий мир» посвящен раскрытию основных экологических терминов и понятий. Кроме литературы справочного характера, здесь можно найти литературу по озоновым дырам, экологии атмосферы, по климату, по учению В.И. Вернадского, по гидросфере и экологии почв.

Второй раздел «Человек в экосистеме» касается роли каждого из нас в окружающем мире. Литература, представленная тут, охватывает актуальные вопросы: здоровье человека и здоровое питание, город как отдельная экосистема и влияние шума общественного транспорта на экологию, бытовые отходы и устойчивое развитие.

Последний раздел «Сценарии» указывает литературу, связанную с работой по воспитанию экологической культуры и образованию среди детей и подростков. Здесь содержится библиография сценариев к экологическим КВН, часам экологической информации и играм и викторина по экологии.

Данное электронное издание отличается многоаспектностью и многогранностью представленной информации. Каждый, кого интересует экология, и проблемы, связанные с охраной окружающей среды, найдет для себя много интересного и полезного.

Библиографические списки литературы присутствуют во многих электронных изданиях, присланных на Конкурс-фестиваль (например, в работе «Удивительный мир природы» Инновационно-методического отдела МУК «Кирово-Чепецкая РЦБС» или в уже упомянутом выше издании «Балахна Заповедная»), поэтому останавливаться подробно на них не имеет смысла, отмечу лишь, что наличие списков литературы в работах – это элемент в помощь самообразованию и более подробному знакомству с заинтересовавшим материалом.

IV. Инновационные формы в подаче традиционных изданий

В связи со стремительным развитием новых электронных технологий у библиотек появилась новая огромная ниша для исследований и творчества. Стали рождаться новые интерактивные формы работы с читателем, новые виды документов, новые способы передачи и предоставления информации. Все это расширило арсенал информационных средств.

Мультимедийное издание «Экология. Безопасность. Жизнь»

Ярким примером сказанного может служить непериодическое серийное мультимедийное издание с анимационными фрагментами «Экология. Безопасность. Жизнь» (диплом ГПНТБ России «За лучшее электронно-библиографическое издание по экологической безопасности»), подготовленное библиотекой-филиалом № 9 им. Н. Некрасова МУК «ЦБС» г. Батайска Ростовской области. Это, своего рода альманах, посвященный наиболее острым проблемам экологии, таким, как: антропогенное и промышленное загрязнение, экология быта и экология человека. Материал изложен доступно, текст дополняют таблицы, дающее наглядное представление о том или ином загрязнении, как оно действует на человека и окружающую среду и каковы его последствия. В конце альманаха приведен список использованной литературы.

Вызывает особый интерес анимационный эффект «перелистывания страниц» с помощью курсора мыши: «переворачиваются» они плавно, «удерживая» кнопкой мыши край страницы (верхний или нижний) и не отпуская, надо буквально перевернуть страницу. Эффект осуществлен с помощью Flash-технологии.

Издание может привлечь самую широкую аудиторию – от учителей, которые могут его использовать при подготовке уроков по экобезопасности, до студентов, от библиотекарей, работающих в сфере экологического просвещения и образования до сотрудников НИИ.


V. Формы работы с читателем. Сценарии

«Удивительный мир природы»

Конкурс-фестиваль выявил уникальные наработки библиотек по проведению различных мероприятий как в стенах (эколого-литературные вечера, Дни Информации, тематические «круглые столы», фотовыставки» и выставки детских рисунков экологической направленности и др.), так и вне их стен («Марши парков», экологические акции по уборке территории, экологические экскурсии и др.).

Целый диск с такого рода материалами прислал Инновационно-методический отдел МУК «Кирово-Чепецкая РЦБС» – «Удивительный мир природы».

На нем представлены лучшие работы по экологии библиотек Кирово-Чепецкой районной централизованной библиотечной системы. Здесь можно найти описание игровых программ (например, «Нептун приглашает», Звеневская сельская библиотека-клуб), и экологических праздников («Поклонись березке русской», Селезеневская сельская библиотека-клуб), и викторин («Наш дом – планета Земля», Федяковская сельская библиотека), и экологических игр-путешествий («Кто в лесу живет – что в лесу растет» (Марковская сельская библиотека) и многое другое. Каждый материал сопровождается детскими рисунками экологической тематики.

Диск отражает богатейший опыт работы библиотек по экологическому просвещению населения.

Электронная викторина «Животный мир степей»

Еще один проект, замыкающий данный обзор, относится как раз к новым формам по работе с читателем в области экологического просвещения населения – это работа под названием «Животный мир степей: электронная викторина» (диплом Российской государственной детской библиотеки «За лучшее электронное издание для детей младшего и среднего возраста») присланная Детским отделением МУК «МЦБС» Красносулинского района.

Благодаря этому диску ребенок сможет узнать много нового, полезного и интересного про животных, населяющих степи (дикобраз, еж, волк, полевая мышь, ласка и о многие другие): познакомиться с их повадками, образом жизни и рационом, а также сумеет ответить на ряд несложных вопросов и тут же проверить себя. В конце каждого «раздела», посвященного тому или иному животному, приведен небольшой перечень литературы, обратившись которой, ребенок углубит свои знания о понравившемся ему животном.

Материал представлен в легкой и увлекательной форме, способствующей быстрому запоминанию. Диск, безусловно, будет интересен в первую очередь самим детям из-за своей красочности и наглядности. Он наверняка заинтересует учителей начальных классов школ, а также библиотекарей, работающих по экопросвещению и эковоспитанию маленьких читателей.


***

Данный обзор, конечно, не претендует на полноту и широту в раскрытии конкурсных материалов, но он позволяет выявить ряд тенденций в работе библиотек по экологическому просвещению и воспитанию. Во-первых, это желание самих библиотек знакомить со своими творческими наработками и научными проектами. Во-вторых, это рост общего уровня владения новыми технологиями. В-третьих, это, безусловно, высокий профессиональный уровень по экологическому просвещению и образованию при работе с читателями различных возрастных групп. В частности, умело раскрывается весь фонд библиотеки и непременно рекомендуется по теме дополнительная литература. В-четвертых, это осознание важности своего вклада в общее дело экологии.

Если в период первого, второго и третьего Всероссийских смотрах-конкурсах использование новых технологий в библиотеках только начиналось и были единичные работы, которые заметно уходили в тень перед традиционными печатными формами, то Четвертый смотр-конкурс показал «взрыв» общего числа электронных изданий. Завершивший же в конце прошлого года Общероссийский Конкурс-фестиваль печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек показал, что электронные материалы заняли прочное место среди печатных изданий, они способны конкурировать с ними, открывая все новые интересные и доселе невиданные формы работы с читателем.

Поиск