Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Проекты, программы, презентации

Программа Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева
«Экологический резонанс»


Работа библиотек Брянской области совместно с природоохранными организациями в помощь экологическому просвещению, образованию и конкретной природоохранной деятельности. 2000-2005 гг.

Организации, участвующие в реализации проекта:

Управление культуры администрации Брянской области;

Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И.Тютчева;

Государственный комитет природных ресурсов по Брянской области;

Брянская областная детская библиотека;

Централизованные библиотечные системы области;

Территориальное управление по вопросам Чернобыля МЧС России;

Брянский институт экологии Международной инженерной академии.

Брянский государственный педагогический университет

Брянская государственная сельскохозяйственная академия

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Брянской области

Брянский центр «Агрохимрадиология»

Руководители проекта:

Сомова Наталья Александровна

Заместитель начальника управления культуры администрации Брянской области

Книжникова Наталья Павловна

Главный специалист отдела охраны природной среды и экологической безопасности Комитета природных ресурсов по Брянской области

Дедюля Светлана Степановна

Директор Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева

Ответственные исполнители проекта:

Климова К.Ю.

Заведующая информационно-экологическим центром областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И.Тютчева

Столбунцова Г.С.

Заведующая научно-методическим отделом Брянской областной детской библиотеки

Контактная информация:

Адрес: 241000 г. Брянск, ул. К. Маркса, д. 5

Тел.: (0832) 66-36-66, 66-36-50, 74-29-76

Факс: (0832) 66-36-73

E-mail: sh@scilib.debryansk.ru

http://www.scilib.debryansk.ru

В связи со сложной экологической ситуацией в Брянской области, обостренной радиоактивным загрязнением территории, в соответствии с природоохранным законодательством федерального и регионального уровня, Постановлениями Министерства образования Российской Федерации, работа библиотек в помощь экологическому просвещению, информационной поддержке образования и конкретной природоохранной деятельности будет представлена региональной программой «Экологический резонанс».

Экологическая ситуация Брянской области.

Экологическая обстановка в области определяется взаимодействием многих природных и антропогенных факторов.

Уровень загрязнения окружающей природной среды остается высоким. Территория, перегруженная объектами тяжелой, перерабатывающей, строительной промышленности, характеризуется как неблагоприятная.

Часть загрязнения окружающей среды, особенно воздушного бассейна, приходится на производства, использующие устаревшие технологии, некондиционное сырье и топливо. Все возрастающее негативное воздействие на атмосферный воздух оказывает автомобильный транспорт.

В последние годы не улучшилось положение и с качеством питьевой воды (50% очистных сооружений работают неэффективно). За последние годы в области фактически не было введено в эксплуатацию ни одного крупного комплекса очистных сооружений.

Серьезной проблемой области остается радиоактивное загрязнение территории техногенными радионуклидами, выпавшими в результате аварии на Чернобыльской АЭС. 22 из 27 административных районов области оказались под воздействием изотопов йода, цезия, стронция и трансурановых элементов. В силу неравномерности по длительности и интенсивности выпадения возникла так называемая «пятнистость» радиоактивного загрязнения местности, достигающая в некоторых районах значительной величины.

Острой проблемой остается обезвреживание и переработка бытовых и промышленных отходов, которые представляют реальную угрозу здоровью населения и экосистемам.

Напряженность социально-экологической ситуации вызывает размещение одного из крупнейших арсеналов химического оружия на территории области.

Сохраняется тенденция абсолютного и относительного сокращения площадей сельскохозяйственных угодий вследствие их деградации за счет роста эрозий почв, снижения плодородия, накопления вредных веществ.

Лесные пожары остаются основным фактором, снижающим экологический потенциал лесов Брянской области.

Существующая экологическая ситуация оказывает негативное влияние на здоровье человека и его жизнедеятельность. Увеличивается общая заболеваемость. Наблюдается снижение иммунитета к различного вида заболеваниям.

Демографическая ситуация вызывает обеспокоенность общественности Брянской области. Уровень рождаемости ниже уровня смертности.

Исходя из вышесказанного ясно, что в ближайшее время экологическая напряженность сохранится. Требуется не только разработка и внедрение новых механизмов экологической политики, включающих нормативно-правовую базу, экономическую и финансовую системы государственного экологического мониторинга и контроля, но и развитие системы непрерывного экологического просвещения, образования и конкретной природоохранной деятельности.

Основная проблема, решаемая с помощью данного проекта.

Развитие системы непрерывного экологического образования силами ведомств, учреждений и организаций, заинтересованных в экологическом, радиационно-экологическом просвещении населения.

Цель проекта:

Формирование экологического сознания населения путем профессиональной, системной просветительской деятельности.

Задачи проекта:

– Экологическое просвещение населения;

– Объединение усилий природоохранных, образовательных и просветительских учреждений региона с целью создания системы непрерывного экологического образования и просвещения населения;

– Изучение информационных экологических ресурсов региона;

– Внедрение новейших информационных технологий в практику работы центра и библиотеки в целом.

Основные направления работы:

– Информирование лиц, принимающих решения;

– Информационная поддержка природоохранных служб

(В помощь конкретной природоохранной деятельности );

– Информационная поддержка науки и экологического образования;

– Массовое распространение экологических знаний

(Пропаганда экологических знаний среди широких кругов населения).

Новизна проекта:

Влияние библиотеки на формирование экологической политики региона.

Совместная работа библиотек Брянска (Россия), Чернигова (Украина), Гомеля и Могилева (Белоруссия) по экологическому просвещению населения

Содержание проекта
(содержание работы, основные мероприятия).

Работа библиотек области в помощь экологическому просвещению, образованию и информационной поддержке конкретной природоохранной деятельности в рамках региональной программы «Экологический резонанс».

Научно-исследовательская работа.

– Выявление государственных, общественных организаций, учреждений и ведомств, занимающихся экологическими, радиационно-экологическими проблемами; определение возможностей координации деятельности по данной проблеме.

– Библиотечный мониторинг информационных потребностей организаций, учреждений, предприятий по конкретным природоохранным проблемам.

– Изучение состава фонда по экологическим проблемам, а также наличия законодательной, социально-экономической, медико-санитарной литературы, литературы радиационно-экологической направленности.

– Обеспечение полноты комплектования по основным экологическим направлениям.

– Определение системы библиотечного обслуживания населения, учитывая особенности проживания населения на радиационно-загрязненных территориях.

– Организация научной экспериментальной площадки по экологическому просвещению населения на базе Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева.

– Работа информацинно-экологических центров в базовых библиотеках области (г. Мглин, г. Новозыбков, г. Клинцы, г.Унеча, г. Навля).

Организация системы непрерывного экологического просвещения и образования.

I. Адресное распространение информации.

Лица, принимающие решения, ученые, специалисты различных отраслей народного хозяйства:

– адресное информирование;

– составление аналитических обзоров, информационных списков литературы, тематических подборок;

– презентации новой литературы;

– организация выставок-просмотров, информационных часов, дней информации с использованием фондов областной научной библиотеки, крупнейших библиотек России (РГБ, ЦНСХБ РАСХН и др.), НИИ г. Брянска по темам:

– Аспекты реабилитации территорий загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
– Особенности проживания населения и ведение производства на радиационно-загрязненных территориях;
– Перерабатывающая промышленность. Способы утилизации отходов;
– Строительство и окружающая среда;
– Экономика природопользования. Экологический менеджмент.
– Качество окружающей среды и здоровье человека;
– Экологическое образование, просвещение.
– Сохранение биологического разнообразия.

Преподаватели:

– мониторинг информации по проблемам экологического образования;

– консультации в подборе методической литературы;

– организация выставок литературы, проведение обзоров;

Учащиеся и студенты:

– помощь в подборе литературы по экологическим проблемам;

– консультации в подготовке докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ;

– составление методико-библиографических материалов;

– консультативная, информационно-библиографическая помощь клубам «Юный натуралист» при детских библиотеках;

– оказание методической помощи в проведении экологического всеобуча.

Дошкольники

– работа в помощь воспитанию заботливого отношения к животным, растениям на примере сказки, фенологических и экологических рассказов;

– помощь воспитателям детских садов по ознакомлению детей с окружающей средой. Проведение экологических занятий.

II. Массовое распространение экологических знаний

– Проведение пресс-конференций, «круглых столов», организация выставок литературы по проблемам экологии, участие в акциях.

– Сотрудничество со СМИ.

III. Формирование книжных фондов

Целенаправленное формирование ядра книжного фонда, включающего справочную, научную, отраслевую, учебную, популярную литературу по проблемам экологии с учетом следующих аспектов:

– Человек и окружающая среда. Охрана природы,
– Экология и биогеография. Охрана живой природы,
– Экология промышленности
– Агроэкология,
– Медицинская экология,
– Социальная экология,
– Экономика природопользования,
– Экологическое право,
– Проблемы экологии в странах мира,
– Методика преподавания экологических дисциплин, и др.

Создание страховых фондов на базе ООИЕФ в загрязненных районах.

Совместно с центрами госсанэпиднадзора изучение возможности использования фондов библиотек в загрязненных районах.

Поддержка контактов с республиканскими библиотеками России и Белоруссии с целью обмена литературой, видеоматериалами экологической направленности.

Работа по организации и созданию видео- и CD-фондов экологической тематики в информационно-экологических центрах Новозыбковской, Унечской, Стародубской, Мглинской ЦБ).

IV. Информационно-библиографическая работа

Формирование сводного банка фактографической информации по экологическим вопросам, а также законодательной, социально-экологической, медико-санитарной, связанной с радиационно-экологической проблематикой.

Совершенствование справочно-библиографического аппарата библиотеки с учетом экологических аспектов.

Установление делового сотрудничества с республиканскими информационными центрами, федеральными библиотеками (ВИНИТИ, ГПНТБ, ЦНСХБ, БЕН, ГЦНМБ и др.).

Использование новейших информационных технологий в работе ИЭЦ и библиотеки в целом:

– приобретение и использование мультимедийных продуктов;

– подготовка Web-странички – «Библиотеки области в помощь экологическому просвещению»;

– использование информационных ресурсов Интернет;

– ведение баз данных экологической, радиационно-экологической направленности.

Повышение квалификации библиотечных работников.

– Консультации по вопросам работы библиотек в помощь экологическому просвещению;

– Ознакомление с материалами, опытом работы библиотек России;

– Проведение семинаров, «круглых столов».

– Стажировка работников ЦБ области в Российской государственной юношеской библиотеке (г. Москва);

– Организация на базе Брянской областной библиотеки ежегодной экологической школы-семинара – «Библиотека как центр экологической информационной культуры».

– Организация и проведение областного смотра-конкурса и участие во Всероссийском смотре-конкурсе «Библиотека в помощь экологическому просвещению населения»;

– Проведение научно-практических конференций, «круглых столов», семинаров, встреч, лекториев по проблемам экологии.

– Издание серии методико-библиографических материалов, тематических подборок, дайджестов, информационных списков литературы в помощь экологическому просвещению населения.

– Сбор материала и публикация опыта работы библиотек по проблемам экологии на страницах местных газет, в профессиональной печати.

Поиск