Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Статьи, доклады, лекции Голиченков В.А., Гусев М.В., Корженевская Т.Г. и др. Одна из угрожающих человечеству проблем, признанных ЮНЕСКО, – биологическая неграмотность населения, её неосведомлённость в самых азах биологии
Публикации

Голиченков В.А., Гусев М.В., Корженевская Т.Г. и др. Одна из угрожающих человечеству проблем, признанных ЮНЕСКО, – биологическая неграмотность населения, её неосведомлённость в самых азах биологии. // Зелёный мир. – №21-22. – 2003. С. 9


Многим в силу их биологической неграмотности никогда не приходилось задумываться о том, что жизнь на Земле формировалась на протяжении миллиардов лет, что все существующие формы жизни взаимосвязаны и взаимозависимы. Человек и цивилизация существуют ничтожно малый промежуток времени в летописи Земли. Однако человеком создан разрушительный потенциал, способный уничтожить все живое в течение ближайших десятилетий или катастрофически – за считанные часы.

Выход из такой ситуации один – перемещение биологии с периферии современного мировоззрения в его центр. Речь идет о необходимости шагов в направлении пересмотра научной и культурной парадигмы с господствующим до сих пор убеждением в верховном положении человека на нашей планете (парадигма антропоцентризма) в пользу биоцентрического мировоззрения, утверждающего, что каждая форма жизни требует защиты вне зависимости от ее роли в жизни человека.

С позиции биоцентризма самоцелью развития всего на нашей планете является не человек, а все живое во всем его великом разнообразии, находящееся в труднодостижимом равновесии со средой своего обитания. Человек есть лишь часть этого разнообразия, созданного не им и принадлежащего не ему. Для преодоления возможных последствий антропоцентризма в основные законы всех стран следовало бы ввести положение о презумпции виновности человека перед всеми остальными компонентами великого разнообразия живого. Потребности человека должны быть удовлетворяемы лишь постольку, поскольку они не затрагивают интересов многообразия жизни на Земле в целом.

Целесообразно ли в связи с этим сокращать школьные программы по биологии? По нашему мнению, речь может идти только об увеличении вклада биологии в образование на всех его уровнях. Более того, очевидно, что для преодоления биологической неграмотности следует разработать специальную систему биологического образования для небиологов, которая и должна стать преобладающей системой биологического образования. Новая система биологического образования должна содержать базовые биологические знания и обращаться к чувствам, рассудку и гражданской ответственности всех людей. Только так можно спасти человечество от бед, которые приносят биологическая неграмотность, экологическая нечистоплотность людей и излишества общества потребления.

Нам представляются недостаточными попытки введения (либо расширения) экологического образования для небиологов вместо биологического. Конечно, экологическое образование необходимо, однако это – лишь часть образования биологического. Его предмет – это чаще всего последствия взаимодействия человека с природой. Экологическое образование антропоцентрично, ограниченно, частно по отношению к образованию биологическому.

В социуме до сих пор господствует чисто антропоцентрическое понимание такого термина, как «ресурсы». Почему-то принято считать, что все богатство планеты – полезные ископаемые, территория, водоемы, животные, растения, микроорганизмы – есть «ресурсы для человека». Между тем «ресурсы планеты» существовали миллиарды лет до появления человека. Эти ресурсы служили сохранению и дальнейшей эволюции живого в целом (биоса). Мысль о «ресурсах для биоса», которые человек вправе использовать только в мере, необходимой для его сохранения как вида, – одна из важнейших идей, которые должны быть включены в школьные программы биологического образования.

Еще одна идея, связанная с представлением о «ресурсах для биоса» и весьма важная для подрастающего поколения именно нашей страны, – представление об особой миссии России в плане сохранения биоса планеты. Россия – самая большая страна мира, страна-заповедник, страна пока еще во многом нетронутой тайги. Именно на бескрайних просторах таких стран, как Россия, обитает огромное количество диких видов, составляющих гигантскую биомассу, и это следует сохранять в первозданности во имя великого Равновесия в биосфере. Первозданная природа как биологический ресурс биоса, а не биологический ресурс для человека, – вот основное богатство России.

«Биология и жизнь» – таков мог бы быть лейтмотив нового интегрального биологического образования. Сведущие в биологии эксперты – продукты обновленной системы биологического образования – смогут принимать в XXI веке компетентные решения о мерах по сохранению планетарного биоса и планетарного Равновесия, о разумных пределах удовлетворения человеческих потребностей без ущерба для биоса. Вот почему мы считаем назревшей необходимостью увеличение, а не сокращение учебных программ по биологии в средних школах России.

Поиск