Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Публикации Лещинская В.В. Конкурс-фестиваль работ по экологической тематике: тенденции, новые формы и методы работы
Публикации

Лещинская В.В. Конкурс-фестиваль работ по экологической тематике: тенденции, новые формы и методы работы
Библиотека в школе. – №14 (266). – 2010. – С. 3–23


Вероника Владимировна Лещинская,
главный библиотекарь Информационно-консалтингового центра «Библиотека и молодёжь»
Российской государственной библиотеки для молодёжи, Москва

Завершился Общероссийский конкурс-фестиваль печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек, который проводила в 2009 году Российская государственная библиотека для молодёжи. В этой статье мы представляем общий обзор конкурса и взгляд члена жюри на тенденции ушедшего года, а в последующих – разбор отдельных идей и направлений работы по экологическому просвещению.

Среди поступивших на конкурс 2009 года 159 работ библиотек из 38 регионов были определены 4 победителя. Почётными дипломами Оргкомитета конкурса награждены шесть библиотек, специальными дипломами различных экологических организаций и библиотек отмечены 22 библиотеки.

Проведение Российской государственной библиотекой для молодёжи (ранее называвшейся Российской государственной юношеской библиотекой – РГЮБ) всероссийских смотров-конкурсов работы библиотек по экологическому просвещению имеет многолетнюю историю. С 1995 года прошло четыре смотра-конкурса. Четвёртый успешно завершился в 2006 году. Тогда на федеральном уровне в нём участвовали 223 библиотеки из 64 субъектов Федерации. Благодаря смотрам-конкурсам в библиотеке накопился большой банк опыта работы.

Для библиотек России смотры-конкурсы имеют очень большое значение. Анализ работ, поступивших на конкурс, необходим для понимания современного состояния экологического просвещения, степени использования ресурсов библиотек и их возможностей. Информация, связанная с конкурсом, представляет собой ценный методический материал, отражающий уровень и разнообразие деятельности библиотек России по формированию экологической культуры, их потенциал и тенденции развития.

Условия последнего общероссийского конкурса претерпели, по сравнению с предыдущими, значительные изменения. Его формат стал другим. Работы на конкурс-фестиваль представлялись теперь в четырёх номинациях: лучшее печатное издание, лучшее электронное издание, лучший интернет-проект и лучшее публичное мероприятие. У библиотек имелась возможность прислать свои лучшие материалы, продемонстрировать оригинальные идеи, показать сильные стороны деятельности, специфику работы с разной читательской аудиторией, особенности регионального аспекта. Но главные изменения касались содержания присылаемых работ. Раньше (в 1995-2006 годах) материал, представляемый библиотекой, должен был максимально отображать целенаправленность и системность деятельности (начиная с уставных документов, проектов, программ и заканчивая практическими разработками и пособиями, выводами и планами на будущее). Таким образом, материалы того времени носили отчётно-программный характер. На тот момент был важен каждый шаг становления системы экологического просвещения на базе библиотек России, её методическая оснащённость. Благодаря тому, что конкурс охватывал все публичные библиотеки России, вне зависимости от их статуса (и из большинства регионов Российской Федерации), сложилась определённая картина, раскрывающая тенденции развития данного направления, этапы становления библиотечной эколого-просветительской среды.

Последний же конкурс-фестиваль – это не только сводная информация об уровне развития эколого-просветительской деятельности библиотек, но и, в первую очередь, собрание творческих идей, методических подходов, демонстрация многостороннего раскрытия темы.

Каждый год в регионах проводится большое количество всевозможных конкурсов (городских, областных, районных) среди библиотек по экологическому просвещению, однако методическая отдача от подобных конкурсов зачастую невысока. Обмен опытом происходит не системно, не регулярно и не равномерно. Есть регионы, которые можно назвать передовыми в экологическом просвещении. В их библиотеках ежегодно проходят семинары, курсы повышения квалификации библиотекарей по экологической тематике, формируется банк методических разработок. В таких регионах проводятся конкурсы и поощряются лучшие библиотеки, развивается взаимодействие с различными государственными и бизнес-структурами. К данной категории относятся, например, библиотеки Кировской, Вологодской, Орловской, Мурманской областей, Республики Бурятия, Республики Татарстан... Библиотеки этих регионов представляют материалы на «федеральный уровень», участвуют в различных конкурсах, делясь своим опытом, выигрывая конкурсы на гранты для дальнейшего развития. Информация об их деятельности, как правило, доступна и в Интернете. Другие же библиотеки пока не могут продемонстрировать отлаженную работу методической службы и отражать систему деятельности библиотек своего региона по экологическому направлению. Работа ведётся и в этих регионах, однако информация о ней не выходит за границы области, региона, муниципального образования. Потому так важно иметь площадку для профессионального общения, возможность обмена опытом, особенно в сфере, требующей выхода на новые горизонты, апробации новых методик работы с читателем. Общероссийские же конкурсы объединяют библиотеки разного уровня в их эколого-просветительской деятельности.

Лучшие материалы, представленные библиотеками на общероссийский конкурс-фестиваль, способны послужить обогащению опыта других библиотек, стать катализатором новых идей, оригинальных наработок, а возможно, вдохновить на начало работы в этом направлении. Этот спецвыпуск газеты «Библиотека в школе», по сути, весь посвящен рассказу об основных тенденциях в деятельности библиотек по экологической тематике, о ярких идеях и новых методах.

Библиотекарь-эколог вне зависимости от формы своей работы – будь то публичное мероприятие, библиотечное печатное или электронное издание – преследует определённую просветительскую или воспитательную задачу (информационную, досугово-развлекательную, природоохранную, развивающую и т.д.). Цель всякого экологического просвещения – формирование ответственного экологически сознательного человека, готового к активным природоохранным действиям, экологически грамотного. Экология – наука многоаспектная, и экологическое просвещение состоит из комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга тем. Опыт разработки этих тем и подчинение их основной цели особенно важны.

Безусловно, материально-технические возможности, читательская аудитория, региональные особенности библиотек различны, однако концептуальные составляющие экологического просвещения сформированы, и о них пойдёт речь на страницах спецвыпуска. Мы сконцентрируемся на тех темах, которые, с нашей точки зрения, наиболее актуальны в системе экологического просвещения, приведём удачные примеры их разработки участниками конкурса-фестиваля. Что касается ставших уже традиционными форм работы с читателем, то и здесь библиотеки не устают удивлять творческой фантазией, оригинальными задумками, необычными сценарными находками. Хотелось бы их особо выделить, а также отметить формы работы, ориентированные на разные возрастные категории читателей. Порой даже незначительные, но яркие штрихи делают работу значительной, запоминающейся и дают хороший воспитательный эффект.

Библиотекари-практики, хочется надеяться, найдут в руслах этих рек разнообразной экологической деятельности новое течение, дополнят его своим опытом, а методика и практика работы участников конкурса-фестиваля помогут сделать любое мероприятие по экологическому просвещению ярче и эффективнее. И главное – помогут ему послужить толчком для дальнейших творческих поисков.

Программа как комплексный подход к проблеме

Не случайно эта тема стала первой частью в нашем блоке обзоров конкурсных работ. Создание программы всегда первый и основополагающий вопрос, стоящий в начале любой просветительской деятельности. Программа – это изложение основных целей, задач, главных направлений и содержания деятельности. Главным критерием предыдущих всероссийских смотров-конкурсов работы библиотек по экологическому просвещению было наличие комплексной программы. Чаще библиотеки включают эколого-просветительскую составляющую в общую библиотечную программу. В библиотеках, для которых экологическая тематика является одной из основных и предполагает участие всех отделов, наличие целевой программы – необходимое условие эффективной координации их усилий. Отражение многоаспектности проблем экологии, всех составляющих процесса формирования экологического сознания невозможно без программной деятельности. На третий смотр-конкурс было прислано всего 25 программ, на четвёртом их число значительно возросло, а общероссийский конкурс-фестиваль хоть и изменил формат, продемонстрировал качество работы библиотек, говорящее о системной экологической деятельности.

Даже беглый и далеко не полный обзор реализованных и существующих программ позволяет говорить о комплексном подходе библиотек России к раскрытию экологической тематики, о глубоком понимании её научной сути и необходимости ведения системной целенаправленной деятельности, подчинённой единой программе.

Постоянный участник всероссийских смотров-конкурсов, победитель Общероссийского конкурса-фестиваля в номинации «Лучшее электронное издание» – Кировская ордена Почёта государственная универсальная областная научная библиотека имени А.И.Герцена представила на конкурс также и областную библиотечную программу «Воспитание экологической культуры – миссия библиотек XXI века» (2007-2010). Данный документ стал логическим продолжением программы 2001-2005 годов «Библиотека – центр экологической информации и культуры». Новая программа отличается научной разработкой проблемы экологического просвещения и экологической культуры, пониманием её многоаспектности. Сама форма предложенного материала очень интересна. Это не программа в её традиционном виде, в которой представлено подробное описание методического, организационного, кадрового и финансового обеспечения, определены сроки выполнения, расписан помесячный план проведения мероприятий, указаны ответственные лица и т.д., а скорее форма рекомендованных тематических направлений, взаимосвязанных, раскрывающих с разных ракурсов проблему формирования экологической культуры. Составители документа придерживаются той точки зрения, что «библиотеки – как универсальные информационно-культурные центры – должны раскрывать проблемы экологии (в первую очередь!) как проблемы философские, нравственные, этические». При таком гуманитарном подходе особенно подчёркивается отличие характера этой программы от чисто информационного характера экологического просвещения, проводимого многими библиотеками. Ведь суть экологического просвещения как такового – формирование экологического сознания населения, которое невозможно осуществить путём одного экологического информирования.

Программа работы библиотеки состоит из девяти тематических модулей – каждый из них раскрывает одну из граней экологического просвещения и может быть реализован как самостоятельно, так и в совокупности. Каждый модуль начинается с теоретического обоснования проблемы. Рекомендованы конкретные мероприятия, для них предложены яркие проблемные названия, каждое из которых может быть использовано при проведении как единичного мероприятия, так и цикла мероприятий. Вот примеры: «Природа в доме – семейный лекарь», «Нам есть чем гордиться, нам есть что охранять», «Законы природы – традиции народа», «Время года в стихах и звуках», «Живёт дерево – живёт человек», «Человек и природа: конфликт или гармония?» В полном объёме с содержанием программы можно познакомиться на сайте библиотеки на страничке Центра экологической информации и культуры, работающего в библиотеке с 2008 года. Программа доступна каждому желающему в разделе «Методические издания».

Более детально хотелось бы остановиться на трёх модулях, подробное содержание которых вы найдёте на диске*: «Ощущение чуда: нравственно-эстетическое восприятие окружающей среды», «Семейная экология: семейное экологическое взаимовоспитание» и «Эколог – профессия будущего!» Их мы выделили особо, поскольку эти направления пока мало разработаны, возможно, потому, что ещё недостаточно осознаётся важность данных тем.

Модуль «Ощущение чуда» поразил выделением эстетической темы в самостоятельную и необходимую базисную составляющую в формировании экологической культуры. Воспитание гуманного, бережного отношения к природе и её дарам невозможно без борьбы с «эмоциональной глухотой», «эмоциональной невосприимчивостью» и равнодушием современного человека. Ничто не оказывает такого сильного эмоционального воздействия на человека, как искусство (поэзия, музыка, живопись). Природа же дарит нам неисчерпаемые источники вдохновения и отдохновения от суеты урбанизированного, информационно перегруженного, технократичного мира.

Модуль «Семейная экология» поднимает мало разработанную тему экологического воспитания в семье. Ни для кого не секрет, что первые уроки взаимодействия с природой ребёнок получает в семье. И если в школе ребёнка учат грамотному, бережному отношению к природе, а в семье он сталкивается с экологическим безразличием или, что ещё хуже, с безответственным, варварским отношением к окружающей среде, польза от его экологического воспитания будет небольшой. Эффективность семейного эколого-просветительского курса очевидна. Цели и задачи этого модуля значительны: повысить педагогическую компетентность родителей в формировании экологической культуры, включить тему экологии в направления «работа с семьей», «семейное чтение», повысить культуру семейного общения и т.д. В числе возможных мероприятий, связанных с модулем, проведение анкетирования родителей «Экологическая культура семьи», «Экологические и природоохранные акции: что можно сделать в семье», организация совместного проведения досуга на лоне природы и т.д. Можно провести несложные социологические опросы, оценивающие уровень экологической грамотности и родителей, и детей. И далее сравнить полученные результаты, сделать выводы. Анализ результатов может быть полезен различным образовательным, научным организациям, занимающимся экологическим просвещением, воспитанием и образованием. Обратитесь к этому модулю на диске, и вы найдёте множество вариантов работы по этой теме.

Модуль «Эколог – профессия будущего!» помогает выделить в профориентационной деятельности библиотек профессии, связанные с экологией. Особенный интерес он представляет для юношеских библиотек, библиотек, работающих с молодёжью. Попробуйте задать несколько простых вопросов молодым людям: «Кто такой эколог?, Что он делает?, Где он работает?» – и вы, скорее всего, столкнётесь со слабой информированностью об этой профессии, которая должна стать «профессией будущего». Разработка примерных тем и названия мероприятий – на диске в модуле «Эколог – профессия будущего!».

Духовно-нравственное воспитание – залог формирования экосознания

Ни для кого уже не секрет, что причина современного кризисного экологического состояния заключается не только в самой разрушительной деятельности человека, она является лишь следствием исторически укоренившегося мировоззрения. Необходимый экологический переворот, который предстоит совершить, лежит в плоскости ценностных ориентации современного человека, его духовно-нравственных постулатов. Академик Н.Н.Моисеев сформулировал экологический императив «коэволюции человека и природы», который непременно должен дополняться нравственным императивом и переплетаться с ним. Всё, что касается перестройки мировоззрения, формирования сознания, культуры, – это сфера ответственности экологического просвещения и воспитания.

Понимая первостепенность гуманитарных основ экологического просвещения, библиотеки активно включились в разработку такой сложной и неоднозначной темы, как духовно-нравственное воспитание, поднимают вопросы экологической этики. Вопрос морали, этики всегда очень тонок и требует деликатного отношения, хорошего знания философских, культурологических и психологических основ проблемы. При всей важности формирования экологически нравственного человека, данная тема крайне слабо изучена и не имеет ни единого научного обоснования, ни тем более серьёзных методических материалов. Делаются лишь первые попытки их создания. И библиотекари, благодаря своему большому опыту работы с читателями, здесь в числе первопроходцев. Конкурс-фестиваль продемонстрировал результаты их усилий в этом направлении. Работ по тематике немного, но они хорошо отражают тенденцию, показывают перспективные методические ходы, становясь отправной точкой для дальнейшего развития. И хотя в материалах конкурса всё чаще встречаются словосочетания «экология души», «духовно-нравственные основы», «экологическая этика» и т.д., зачастую работы имеют лишь описательный характер, методически не подкреплены, или происходит подмена понятий красивым заголовком.

Первое и главное орудие библиотекаря – книга. Начинать любое дело всегда лучше, опираясь на классические произведения, на труды учёных, философов, изучивших проблематику. Курская областная библиотека для детей и юношества представила на конкурс-фестиваль сборник информационно-методических материалов «Экологические даты и праздники», на страницах которого размещены методические разработки, приуроченные к конкретной дате экологического календаря (Всемирный день Земли, Международный день животных, Международный день птиц и т.д.). Методики рассчитаны на разные возрастные категории школьников. И хотя каждая из разработок посвящена одной экологической теме, они могут быть использованы и для циклических занятий, поскольку комплексный подход библиотеки к экологическому просвещению не должен ограничиваться единичными мероприятиями к датам экологического календаря. Хочется надеяться, что такой несистемный подход к экологическому просвещению и воспитанию остался в прошлом.

Среди методик сборника Курской областной библиотеки для детей и юношества особый интерес представляет разработка по «Урокам» Д.С.Лихачёва из книги-сборника «Заветное» (М. : Издат. образ, и культ, центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006. – 271 с). Электронная версия книги. Это сборник коротких эссе, философских стихотворений в прозе, размышлений и отдельных записей академика. Из 59 уроков 2 посвящены планете Земля и философским проблемам взаимоотношения природы и человека, остальные неразрывно связаны друг с другом общей темой – осознание себя, мира вокруг, своего места в нём. В просветительско-воспитательных целях было бы интересно составить цикл занятий, бесед по каждому из уроков, объединив их в единый тематических блок.

Урок «Как плачет Земля» – для читателей среднего школьного возраста. Сам текст произведения проникновенен, эмоционально насыщен. Предлагаемые методические приёмы для занятий по тексту – совместное чтение рассказа, диалог, урок-размышление, диспут. Произведения Лихачёва сами по себе заставляют задуматься, и хорошо, если педагог, библиотекарь или, в конце концов, вдумчивый родитель грамотно построит занятия, сформулирует проблемные вопросы, требующие внимательного прочтения материалов, раздумья над прочитанным и выражения собственных мыслей, умения вести диалог. Это занятие – для детей, которые могут и должны самостоятельно думать, рассуждать, предложенная же тема как нельзя лучше вписывается в контекст философского осмысления проблемы. Внутри урока могут быть образованы подтемы исходя из текста Лихачева, например: «Как плачет Земля», «Красная книга – похоронная книга?», «Размышления Д.С. Лихачёва о „жалостливых живописцах“» и т.д. Главная идея использования произведений учёного и мыслителя – натолкнуть читателей на размышление, оформить проблемный диалог.

«Земля наш общий дом» – урок Лихачёва для читателей старшего школьного возраста. В этом небольшом философском эссе автор воссоздаёт необычный образ Земли как носительницы огромных ценностей мировой культуры. Лихачёв как философ прекрасно понимал, что на самом деле природа и культура взаимозависимы. Культура в изначальном её смысле не должна противостоять природе и её законам. Он сравнивает Землю с летящим в космосе Эрмитажем. Предложите молодым людям, к примеру, размышления о «списке бессмертных». Как пишут совершенно справедливо авторы методики, при совместном творчестве происходит «позитивный эффект, с одной стороны, от причастности к коллективной работе, с другой – от полученных новых знаний».

К номинации «Лучшее публичное мероприятие» Национальная библиотека имени А.С. Пушкина Республики Мордовия представила сценарий экологического литературно-музыкального вечера с броским названием «Через красоту природы – к красоте души», посвященного творчеству В.А. Солоухина. Интересно разобрано творчество Солоухина в его развитии – от первых произведений до поздних – через призму общей темы любви к природе, любви к Родине. Использовано большое количество произведений, показаны взаимосвязанность, переплетение нескольких тем: природы, становления человека как личности, любви к Родине, к её истории.

Поэтическое творчество всегда ярко и образно. Эстетическое воздействие поэтического творчества, правильно подобранное музыкальное оформление и глубокие философские размышления писателя способны решать сразу несколько просветительских задач. С одной стороны, читатель, пришедший на мероприятие, должен быть знаком с творчеством писателя, его «пафосом», должен был прочитать его произведения, а с другой – организаторам нужно обозначить проблему взаимовлияния человека и природы, катастрофичности последствий разрыва с Родиной, с природными корнями. Жанр же литературно-музыкального вечера возможен не только в виде сценического выступления как монолога библиотекаря, когда читателям отведена лишь роль пассивных слушателей. Отдача от такого просветительского мероприятия будет небольшой. Интересно было бы вовлекать читателей в сотворчество, со-мыслие, со-чувствование. Дать возможность самим выступить – прочитать отрывок из произведения, к примеру.

Разработка заслуживает внимания ещё и потому, что библиотекари обратились к творчеству писателя, имя которого напрямую не связывают с темой природы, благодаря чему его произведения – в этом ракурсе – новы и интересны.

Сценарий этого вечера из конкурсной работы библиотеки – на диске.

Цель экологического просвещения – формирование активной позиции

Какова конечная цель экологического просвещения? Формирование экологической культуры и экологического сознания – цели важные и вместе с тем глобальные. Но в чём выражается и как определяется наличие экосознания и экокультуры? Конечно, конкретными действиями, поступками и поведением. Естественно, экологическая деятельность и ответственное поведение являются в данном случае следствием и практическим выражением уже сформированной экологической культуры. Формирование экологически сознательного общества – задача фундаментальная, и решение её ещё впереди. Но возможен и другой ход.

Вовлечение населения в конкретную природоохранную деятельность зачастую способно давать необычный эффект. Как правило, хорошие результаты приносят практические природоохранные действия, когда их участниками становятся дети, молодёжь. С одной стороны, они наглядно видят результаты своего труда, для них очень важна совместная работа, и активные действия, подкреплённые определёнными экологическими знаниями, становятся лучшим уроком, запоминающимся и ярким. С другой стороны, активная природоохранная деятельность играет важную роль в формировании экологического сознания, и любая просветительская работа сегодня уже невозможна без практического применения. Относительно же подрастающего поколения можно сказать, что дети и молодёжь всегда ждут действий от взрослых, от тех, кто их учит, кто их наставляет.

Разрыв слов с делом плохо отражается на их восприятии, на формировании их мировоззренческих позиций. Поэтому совместная эколого-практическая деятельность вне возрастов очень «демонстративна» с просветительской точки зрения и педагогически верна. Примеров проведения библиотекой различных дней уборки мусора, посадки деревьев, акций по приготовлению кормушек, заботе о речке, роднике, роще и т.д. множество. Идея её вовлечения в культурно-экологическую жизнь родного города, посёлка, района не нова и успешно реализуется во многих уголках России. Надо отдать должное библиотекам: они являются активными участниками процесса экологического просвещения, взаимодействующими с различными природоохранными организациями, и иногда становятся единственным связующим звеном между государственными учреждениями и бизнес-структурами и населением.

Примером проведения хорошо продуманной и организованной крупномасштабной акции является работа Унъюганской библиотеки семейного чтения Тюменской области. Она прислала на конкурс-фестиваль в номинации «Лучшее публичное мероприятие» отчёт о проведении двух районных слётов библиоэкологов. Оба слёта проводились в рамках международной акции «Спасти и сохранить!». Сами авторы работы так пишут о прошедшем экологическом марафоне: «Никто не остался равнодушным к данному мероприятию». Были задействованы администрация посёлка, школа, детский сад, лесничество, дом детского творчества и т.д. Акция получилась разноплановой, охватывающей многие аспекты эколого-просветительской деятельности. Все участники могли и проявить свои творческие способности, внести свою лепту в совместное экологическое дело, и многое узнать, и хорошо отдохнуть.

Прекрасно, что в рамках этих мероприятий участники могли, с одной стороны, почувствовать себя единым целым, а с другой – осознать ответственность за свой личный вклад в общее дело, проявить себя. Началось всё с раздачи «знаков отличия»: бейсболок, футболок, вымпелов и т.д. с символикой акции. Каждый пришедший, даже незнакомый, становился «своим». Серьёзные мероприятия умело сочетались с тематическими досугово-развлекательными, что, безусловно, сделало акцию одинаково запоминающейся для участников разного возраста. Дети постарше представляли свои исследовательские работы-проекты по экологии родного края (о проблемах поселкового кедровника, о школьном цветнике, о сибирских рыбах и т.д.).

Все участники первого слёта, к примеру, смогли и посмотреть экологическую сказку, и поработать в творческой мастерской, составляя коллажи из природного материала, и посетить экскурсию по художественной галерее, и «побунтовать на митинге». В завершение обоих слётов всех ждала удивительная развлекательная программа. Было организовано весёлое чаепитие с песнями под гитару на свежем воздухе у костра. Дети изучили памятку «Как разводить костёр».

Но самыми незабываемыми для ребят стали активные действия на лоне природы. Первый слёт – операция по уборке родника, второй слёт – посадка деревьев на месте бывшей свалки. Стояла задача «создать оазис среди всеобщего запустения». Организация слётов отличается комплексностью, логической завершённостью, интересными методическими подходами.

А теперь подробнее о некоторых мероприятиях этих слётов.

Открытие первого слёта библиоэкологов происходило по сценарию «Колокола тревоги», цель которого состояла в том, чтобы в яркой эмоциональной форме обозначить проблему «Планета – наш дом – в опасности». Далее от глобального – к локальному. Невозможно не вспомнить знаменитый экологический постулат «Мысли глобально, действуй локально». Участникам предложили посетить художественную выставку работ детей посёлка. Экскурсоводами работали (что очень важно!) сами дети. Работы ребят отражали красоту природы в разное время года. Кульминацией слёта, безусловно, стала операция «Бунт», уборка на территории родника, которая началась с митинга.

Открытие второго слёта было лирическим: танец «Лебедь», экологические сказки, стихи, частушки. Далее – природоохранная акция «Поляна моей мечты» по посадке деревьев, которая также началась с митинга. Потрудившись, ребята вместе со взрослыми установили деревянных лесовичков – «хранителей поляны», или «Виталиков» (так назвали их сами дети). Забавные скульптуры будут служить и напоминанием о проделанной работе, и символом её значимости. Весьма ярким, на наш взгляд, завершением мероприятия стало принятие детей в ряды «библиоэкологов»: произнесение «Клятвы», напоминающее немного пионерское прошлое большинства из нас, и подача «Прошения» зачислить в ряды библиоэкологов. Яркий и немного пафосный характер начала митинга и финального принятия в библиоэкологи тоже оправдан. Современным людям остро не хватает сплочения, единения в общем деле, и не разрушительном, а созидательном. Потому эти «высокие» нотки призваны создать «высокое» настроение, задать тон.

Главной отличительной чертой работы библиотекарей Унъюганской библиотеки семейного чтения и Октябрьской ЦБС («Эта земля твоя и моя») стало максимальное вовлечение самих детей в проведение акции. Активная позиция юных библиоэкологов была видна во всём, в каждом этапе проведения мероприятия. И в написании обращения к взрослым, подкреплённого иллюстративным фоторепортажем о проблемных местах родного посёлка.

И в актуальных серьёзных исследовательских проектах. И в проведении социологического опроса и написании обращения к главе администрации. Хочется надеяться, что эти обращения приведут к принятию реальных мер по улучшению экологической обстановки в посёлке. В будущем хорошо было бы юным библиоэкологам – под руководством библиотекарей – не останавливаться на достигнутом и следить за ходом природоохранных работ, взять небольшие участки (например, родник, пруд или, наоборот, несанкционированную свалку и т.д.) под шефскую опеку.

Кроме того, сами участники написали ряд статей в местную прессу о состоявшейся акции, что явилось ещё одним доказательством масштабности мероприятия, вышедшего далеко за пределы библиотечных стен.

Работы этих двух библиотек объединены участием в уже упоминавшейся крупной природоохранной акции «Спасти и сохранить!», которая проводилась в Тюменской области и Ханты-Мансийском АО в 2008-2009 годах, и являются удачными примерами комплексной эколого-просветительской деятельности, направленной на формирование активной жизненной позиции населения, экологически ответственного поведения. И примеров такой работы становится всё больше.

Оригинальные идеи и необычные подходы в работе с молодёжью

Бунт, митинг, различные яркие, шумные мероприятия – как раз в духе молодёжи, они отвечают внутреннему стремлению молодых людей поймать «новую волну», противопоставить себя всему старому, отжившему. Направить их неуёмную энергию в русло решения экологических проблем, заинтересовав молодёжь современным экологическим направлением, можно, лишь используя нетрадиционные методики, оригинальные идеи, инновационные технологии.

Молодёжь – категория читателей, экологическое просвещение которых особенно важно. Ведь именно от них в самом ближайшем будущем мы ждём конкретных решений экологических проблем. С другой стороны, эколого-просветительская работа здесь имеет ряд трудностей. Заинтересовать молодых людей любой новой тематикой, требующей интеллектуальных усилий, научить воспринимать экологическую информацию как необходимую, вовлечь в совместную деятельность – задача не из лёгких. Работы библиотек, представленных ниже, являются примерами необычных методических подходов привлечения молодёжи к экологической тематике.

Показатель эффективности публичного мероприятия – количество читателей, не только посетивших само мероприятие, но и, что самое главное, активно и творчески участвующих, заинтересованно слушающих. При проведении массового мероприятия есть одна опасность. Организуя такого рода экологическое действо, важно не слишком увлечься яркими, броскими формами в ущерб просветительскому содержанию. Итог любого просветительского мероприятия – то, что осталось после его завершения в головах и сердцах участников, читателей, присутствующих.

Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края представила на конкурс-фестиваль в номинации «Лучшее публичное мероприятие» работу «Неделя экологической моды» (такая неделя проходила в библиотеке в 2009 году). Благодаря своим техническим возможностям библиотека широко анонсировала предстоящее мероприятие на страницах своего сайта, в местной прессе. Готовились основательно: были привлечены образовательные учреждения, в качестве делового партнёра выступила «Экологическая ассоциация». Цель – привлечь внимание читателей к теме «Экология и мода», показать фонд библиотеки по тематике.

В данном мероприятии тема «Экология и мода» рассматривалась с позиции валеологии (т.е. мода как экологически чистая одежда). Как пишут авторы, «понятие «экологическая одежда» зародилось совсем недавно, но уже сейчас находится в авангарде моды. Экологическая одежда – это предметы гардероба, изготовленные из натурального, экологически чистого сырья, без использования вредных химикатов и без выбросов, загрязняющих окружающую среду. Экологическую одежду называют этичной, так как она производится в согласии с природой, при полном соблюдении баланса интересов человека и животных».

Неделя экологической моды началась с книжно-иллюстративной выставки, которая составила информационно-просветительскую часть мероприятия. Приглашённые дизайнеры рассказали о моделях, показали эскизы, дали консультации интересующимся производством экологической одежды своими руками. Зрелищным и запоминающимся был показ самих моделей экологической одежды, он стал кульминацией всей недели. Разумеется, показ необычных моделей одежды не оставил равнодушными присутствующих. Библиотека сумела привлечь внимание участников новой темой, сделала акценты на прямой связи здоровья человека с одеждой, которую он носит, и на оценке экологических последствий производства одежды. Жаль, что приглашены в качестве участников были только студенты институтов и колледжей, что сузило число желающих.

Оценка информационно-просветительской отдачи от подобного мероприятия остаётся за библиотекой, однако очевидно, что выбор новой, оригинальной темы для освещения и яркая подача материала могут прекрасно сочетаться с творческой деятельностью самих участников. Использованная научной библиотекой Красноярского края проблематика сходна с более распространённой, но не менее актуальной темой «мусорного творчества».

Изготовление одежды из различных отходов, необычных материалов находит отражение сегодня во многих коллекциях. Пластиковые бутылки, верёвка, упаковка и т.д. становятся источником вдохновения для многих начинающих дизайнеров, именитых мастеров и просто любителей. Замечательно, если творческие конкурсы, выставки и т.д. по тематике будут иметь информационную поддержку, поднимая тему мусорного загрязнения, вторичной обработки и рачительного использования производимого каждым мусора.

Конкурсная работа Новосибирской областной юношеской библиотеки порадовала множеством интересных находок в работе с молодёжью, раскрытием необычной тематики. Публичное мероприятие с ярким названием «Мышелётная вечеринка» было приурочено к 21 сентября – Международной ночи летучих мышей – необычному природоохранному празднику. Библиотека чётко позиционировала акцию как молодёжную, «несмотря на то, что вечеринка носила феерический характер, её основные составляющие – экологическая и литературная. Наличие молодёжного драйва позволило юным читателям сразу почувствовать интерес». Подготовка к мероприятию началась с оформления интерьера, с шитья костюмов. Всё было выполнено в мистическом духе, который так часто ассоциативно связывается с темой летучих мышей. Особенно впечатляли «комната страха», «фотостудия», «выставка фотошопусов» и т.д.

Стиль и атмосфера вечеринки выбраны психологически очень верно, с учётом характера аудитории. При входе в библиотеку была вывешена «Мышелётная карта». Библиотекой был разработан стильный, в духе вечеринки, плакат, приглашающий всех желающих независимо от возраста принять участие в мероприятии. Сценарий самой вечеринки составили таким образом, что в нём удачно сочетались интересное информационное наполнение (рассказ о мышах, их жизни, повадках и местах обитания), необычные конкурсы с интригующими названиями («Собери стайку мышей», «Спаси летучую мышь», «Вылечи мышь», «Найди пропитание для мышей», викторина «Виват, мышь, виват!») и развлекательная «мистическая» программа, напрямую не связанная, правда, с экологическими проблемами летучих мышей («байки из склепа», фотосалон, в котором участники праздника получили возможность сфотографироваться в образе Бэтмэна, женщины – летучей мыши).

Конечно, информационно-просветительской части мероприятия приходилось конкурировать с яркой развлекательной частью вечеринки, из-за чего уместнее было бы назвать мероприятие праздником, который, безусловно, удался и произвёл неизгладимое впечатление на участников. Он был проведён эмоционально, красиво. И одна из задач юношеской библиотеки – улучшить свой имидж как современного культурно-досугового учреждения – была выполнена на 100 процентов (о чём говорят и оставленные участниками отзывы). Для библиотекарей-практиков наверняка будут интересны те методические подходы, которые использовались Новосибирской областной юношеской библиотекой для придания публичному мероприятию экологической направленности молодёжной, оригинальной формы.

Видеопрезентацию, иллюстрирующую всё происходящее на Мышелётной вечеринке, можно найти на диске.

Примечания

* Диск с материалами конкурсных работ, рассматривающихся в статье прилагается к 16 номеру газеты «Библиотека в школе».

Некоторые материалы, иллюстрирующие конкурсные работы, доступны в печатной версии статьи.
 

Примеры вопросников из модуля «Семейная экология» – на диске.

Разработка примерных тем и названия мероприятий – на диске в модуле «Эколог – профессия будущего!» Сценарий экологического литературно-музыкального вечера с броским названием «Через красоту природы – к красоте души» из конкурсной работы Национальная библиотека имени А.С. Пушкина Республики Мордовия – на диске.

Видеопрезентация, иллюстрирующая всё происходящее на Мышелётной вечеринке – на диске.

Поиск