Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Рефераты и аннотации статей по экологии

Наука в гуманитарном университете

Автор: Глазачев С.Н.

Издание: Вестник экологического образования. – 2008. – №4(50). – с. 4–9

Инновационные процессы, происходящие в гуманитарном образовании, послужили поводом для переосмысления сущности понятия «гуманитарный», наполнение содержания и объема которого прослеживается на протяжении нескольких веков развития мировой философской и педагогической мысли. Особого внимания заслуживает тот факт, что лучшими умами Отечества при изучении целостности человеческого духа всегда поддерживался первоначальный смысл термина «humanitas» – «свойственный духовной природе человека». Здесь следует непременно отметить, что духовность в современном светском понимании включает в себя нравственную позицию, моральные идеалы, профессиональную компетентность, ответственность и социальную активность, направленную на недопущение нанесения вреда, несоответствия предельной онтологичности как идеалу.

Специфика инноваций требует пересмотра и специфики научной деятельности, осуществляемой в университете.

Традиционно отечественная университетская система подразумевала синтез двух сторон образовательной деятельности – учебной и научной. Сегодня мы являемся свидетелями нового витка в эволюции взглядов на место, методы и использование результатов научных исследований. В сложившейся педагогической реальности необходимо обратиться к детерминантам, находящимся в предмете современной гуманитарной науки, которые позволят, на наш взгляд, высветить актуальные аспекты трансформаций в области образования. Эмпирическая модель образования, представляемая в течение трех столетий классической педагогикой (педагог – транслятор культуры, обучаемый – пассивный реципиент), способна только отражать определенный исторический менталитет эпохи, но не порождать его. На этапе неклассического развития науки основной характеристикой мышления ученого является его внимание к самому процессу «становящегося». С этих позиций гуманистическая практика, изменяя профессионально-педагогическое мышление, позволяет обратиться к проблемам формирования ментального пространства личности (Клочко В.Е.) Постклассическая наука характеризуется возникновением такого типа научной рациональности, который:

– объединяет науки о природе и науки о духе: в современной научной картине мира прежние типы рациональности не отрицают друг друга, а распределяют между собой сферы влияния;
– в зависимости от исследовательских задач одна и та же реальность может быть рассмотрена с разных позиций и может выступить предметом освоения посредством разных типов рациональности;
– в этих условиях решающее значение приобретают те культурные и ценностно-смысловые контексты, с которыми субъект соотносит познаваемую и понимаемую реальность (В.В. Знаков).

Исходя из этого, именно установка на создание условий становления «многомерного мира человека» является главной характеристикой постнеклассики, вершиной гуманитарных наук, позволяющей определить саму науку как открытую самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему. За пределами социально-нравственного использования научное знание теряет культурно-гуманистическое измерение и ведет к цинизму. Становится необходимым «соединение добродетели и учености» (К. Салютати) преодоление рамок узкого гносеологизма, осознание несводимости человеческого сознания к познанию. Исходя из этого, приоритетным в жизнедеятельности гуманитарной системы становится не целесообразность, а ценностносообразность. Именно ценностная картина мира личности детерминирует ее поведение, набор конкретных целей, способов и средств деятельности. Подобный концептуальный подход базируется на методологическом своеобразии гуманитарного знания с его установкой на познание человека и мира не как объекта, а как субъекта деятельности.

В контексте философии познания, социокультурного развития возникла новая ценность, которую и предстоит пестовать, транслировать в образовании, – экологическая культура как мера и способ реализации сущностных сил человека в социоприродном бытии. В нашем понимании экологическая культура – это культура нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его духовно-нравственный потенциал, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека. По сути, совершается грандиозный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической и одновременно своеобразной экзамен на «одухотворенную разумность» (Э.В. Гирусов, И.К. Лисеев). Становление экологической культуры – это путь духовного возрождения человечества, восхождения к Духу как порождающему началу мира, общества, человека. Выстраивается иерархически подчиненная цепочка понятий: человеческая цивилизация – экологическая культура – экологическая педагогика – экологическое образование.

Конечно, проблема гуманитаризации высшего образования – это проблема, по сути, не новая. Но сегодня мы видим, что само по себе увеличение объема гуманитарных и гуманитарно-природных ориентиров в образовании не снимает проблемы готовности к адекватному бытию.

Вслед за изменениями в теории познания, признания особой роли познающего субъекта в поисках истины, изменяется определение и самого объекта педагогического исследования. Ставшее привычным представление об объекте педагогического исследования как педагогическом процессе, обуславливающем развитие человека, активно замещается, корректируется. Учеными из Санкт-Петербурга сегодня убедительно обосновано, что объектом педагогики является не абстрактный педагогический процесс, а сам человек. (В.С. Безрукова).

Становится очевидным, что в рамках научной парадигмы проблема современного «кризиса понимания» может быть рассмотрена лишь при условии понимания самой науки как категории культуры, в которой структурирована цельное знание.

При этом схема прихода к высшим индивидуально-личностным культурно-образовательным достижениям человека представлена следующим образом: грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет (Б.С. Гершунский). В постиндустриальную эпоху меняется сама базовая концепция человека, еще полнее обнаруживая его непосредственную включенность в социально-экологическую среду (С.Н. Глазачев, О.Е. Перфилова). Усиление роли самостоятельности и субъективности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образвоания, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Целью межкафедральных исследований в этой связи становится изучение множественных аспектов овладения студентами различными сторонами знания, функциональными умениями на основе понимания обучаемыми сущности и последствий использования их образовательного потенциала в реальной жизни.

Цели можно достичь, если усилия ученых, как непосредственно исследователей, так и организаторов университетской науки, направить на решение одной из главных задач вуза – повышение качества образования через его интеграцию с наукой.

Подготовка по–новому мыслящих людей посредством разработки и трансляции гуманитарного пласта знаний требует концентрации усилий всего интеллектуального созвездия, включающего естественников и гуманитариев, ученых и педагогов-практиков, философов и управленцев.

Подводя итоги, следует отметить, что экогуманитарная парадигма в мышлении и образовании позволяет видеть перспективы в развитии общества, предвидеть будущее, изменить алгоритм современного мышления с «здесь и сейчас» на «всегда и везде». Предстоит перейти на новую модель развития части в целом, изменить, выстроить новый общественный договор, основанный на системе ценностей, в центре которой осознание человечеством себя как коллективного субъекта биосферы, призванного выполнить высокую миссию сохранения жизни на планете Земля.

В этой связи современной университетской науки выпадает особая роль: обеспечить фундаментальное научно-методологическое сопровождение духовно-нравственной коррекции современной культуры, сделать образование опережающим, онтологичным, реализующим в бытии человека его сущностные силы в пределах возможностях природы.



Вверх

Поиск