Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Библиотеки и экология: прошлое, настоящее, перспективы: Часть 1 Покровская О.В. Экологическое просвещение в библиотеках России
Издания библиотек

Экологическое просвещение в библиотеках России – путь формирования гражданского общества (аналитический обзор)


Завершился четвертый Всероссийский смотр-конкурс работы библиотек по экологическому просвещению населения (2005–2006). Анализ полученных конкурсных материалов позволяет говорить о значительных достижениях библиотек в реализации этого направления их деятельности.

Известно, что все, что связано с экологией, трудно, неясно, неоднозначно, начиная с самого термина «экология», не имеющего нормативного определения, отражающего современный взгляд на проблему. Разноголосица царит в науке и практике, не найдены пути и в образовательной сфере. Необеспеченное добротными учебными программами и учебниками экологическое просвещение ищет свои пути, которые способствовали бы пониманию каждым человеком его роли в сохранении природы на основе сформированного экологического сознания и экологической культуры. В практической деятельности в сфере образования и просвещения такая задача пока имеет самые общие очертания, если не считать общих призывов прививать экологическую культуру.

Библиотека, являющаяся важным структурным объектом многоаспектной сферы человеческой культуры, пробует реализовать эту сложную миссию, добровольно взяв ее на себя. Движущей силой развития экологического просвещения в библиотеках стала сама экологическая проблема, затрагивающая интересы буквально каждого человека. Организующим фактором для движения библиотек в этом направлении стали всероссийские смотры-конкурсы, начавшиеся в 1995 году.

К ним библиотеки пришли уже с накопленным опытом работы с литературой в основном естественно-научного содержания – важнейшей составляющей экологического образования.

Однако постоянно ухудшающаяся экологическая ситуация, активно обсуждаемая на страницах различных изданий и в СМИ, ставит перед библиотеками новые задачи. Возникли проблемы многоаспектного отражения в поисковой системе публикаций, связывающих решения экологических проблем с экономикой, правовым, социальным, международным и множеством других аспектов.

Экологическая проблематика постепенно стала неотъемлемой частью работы библиотек, а для многих из них даже приоритетной. Библиотека оказалась тем пространством, где соединились тревожные волны информационного поля и голос рядового человека.

Для накопления опыта работы с экологической литературой библиотекам потребовалось время. Долгие годы осмысления, экспериментов, исканий теперь приносят положительные результаты, что убедительно показали и третий, и четвертый всероссийские смотры-конкурсы.

Итоги третьего Смотра-конкурса существенно отличаются от первых двух. Четыре года поисков (1995–1999) – это попытка вдуматься в проблему, попробовать силы в новых подходах к ней, понять ее многогранность. Третий Смотр-конкурс (2000–2001) – это качественный прорыв. Это годы формирования собственно системы экологического просвещения, разработки долгосрочных программ, проектов; установления тесного первоначального содружества, а затем и партнерства с природоохранными государственными органами, образовательными учреждениями, региональными органами культуры в вопросах экологического просвещения, привлечения к работе общественных организаций.

Подробные итоги первого, второго и третьего смотров-конкурсов детально рассмотрены и представлены в следующих источниках.

Четвертый Всероссийский смотр-конкурс: новые тенденции, поиски, трудности, сомнения

II

Четвертый Смотр-конкурс был очень трудным по организации и проведению.

Период между третьим и четвертым был длительным: третий закончился в 2001 г., а четвертый конкурс был объявлен только на 2005–2006 годы.

Разрыв в пять лет обусловлен изменениями, перестройкой государственных структур, ведомств и других исполнительных органов как на федеральном, так и на муниципальном уровне. Из постоянных учредителей ушло Министерство природных ресурсов РФ, т.к. в новом Положении о его деятельности не значатся просветительские и образовательные задачи. Ликвидированы и его структурные подразделения (комитеты) в субъектах Федерации, которые ранее активно поддерживали библиотеки в их работе. Перестало быть партнером в проведении Смотра и Министерство образования и науки РФ. В этих условиях особенно значима роль Комитета по экологии Государственной Думы, по рекомендации которого Федеральное агентство по культуре и кинематографии приняло решение о проведении в 2005–2006 гг. четвертого Смотра-конкурса. Мы признательны Комитету по экологии Государственной Думы за поддержку.

Перенос сроков и задержка с выходом приказа Федерального агентства о проведении смотра, конечно, во многом затруднило его организацию и работу. Несмотря на это, четвертый Всероссийский смотр-конкурс состоялся. Подведены итоги, проанализированы материалы.

Первый тур прошел в 55 субъектах Федерации, где были созданы и функционировали оргкомитеты. Это свидетельствует о большом внимании со стороны местных исполнительных органов к Смотру-конкурсу. Положительно и то, что многие оргкомитеты в регионах возглавляли руководители высокого ранга, и то, что их состав объединял деятельность сферы культуры, природоохранных структур, органов образования, общественных организаций. К совершенно новому явлению можно отнести то, что в состав оргкомитетов стали входить представители промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Этот опыт необходимо всемерно распространять при организации последующих смотров-конкурсов.

Отрадно отметить, что территориальными оргкомитетами изыскивалась возможность материального поощрения библиотек, занявших призовые места в первом туре.

Особенностью четвертого Смотра является то, что его первый тур, как правило, начинался с районных и городских смотров-конкурсов. Здесь также организовывались оргкомитеты, возглавляемые руководителями местных органов управления, определялись и награждались победители. Это доказывает, что муниципальные библиотеки признаются местными органами самоуправления как надежные партнеры в работе по охране природной среды.

К сожалению, невозможно назвать точную цифру библиотек, участвовавших в первом туре, поскольку в справках, которые присланы во Всероссийский оргкомитет региональными оргкомитетами, нет необходимой информации. Справки эти готовятся, как правило, работниками библиотек, на которых возложен сбор и анализ конкурсных материалов. Полнота информации в них зависит нередко от их составителей, которые порой остаются неизвестными, – нет подписей. По регионам, представившим данные, насчитывается свыше восьми тысяч библиотек-участниц.

Отсутствие полной информации не позволяет Всероссийскому оргкомитету увидеть масштаб участия библиотек России в смотрах-конкурсах, сделать выводы и предпринять новые меры к привлечению наибольшего числа библиотек к работе в данном направлении. Это надо учесть в следующем Смотре-конкурсе.

Во втором туре четвертого Всероссийского смотра-конкурса участвовали 223 библиотеки из 64 субъектов Федерации. Целесообразно иметь в виду, что на второй тур свои работы представили 40 центральных, универсальных, научных и других типов библиотек субъектов Федерации, 167 муниципальных, 25 библиотек высших, общих средних и специальных учебных заведений.

Победителями стали 30 библиотек, лауреатами – 100, дипломантами – 93.

Ведущая группа участников второго тура – 167 муниципальных библиотек, из них: центральных городских и их филиалов – 29, центральных районных – 54 и их филиалов – 21, в том числе 14 сельских.

Большая активность проявлена детскими и юношескими библиотеками. Их – разного типа и уровня – 62.

В прошедшем Смотре-конкурсе из 55 субъектов Федерации ни одна универсальная научная библиотека не принимала участие. Это очень снижает уровень смотров-конкурсов, не позволяет прослеживать процессы, идущие в библиотеках большого региона, раскрыть возможности самых сильных библиотечных структур в обозреваемой области. А ведь именно от этих библиотек как методических центров зависит успех смотров-конкурсов и развитие экологической информации и культуры.

Расширилась группа библиотек, которые устойчиво, уже много лет ведут на достаточно высоком уровне экологическое просвещение. Они от конкурса к конкурсу получают высокие призовые места, чем подтверждают свою приверженность к воспитанию у населения экологической культуры.

К ним относятся библиотеки субъектов Федерации: Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия имени Д. Батожабая, Брянская областная научная универсальная библиотека имени Ф.И. Тютчева, Вологодская областная универсальная научная библиотека имени И.В. Бабушкина, Орловская областная публичная библиотека имени И.А. Бунина, Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека имени А.И. Герцена, Иркутская областная юношеская библиотека имени И.П. Уткина, Тверской областной центр детского и семейного чтения имени А.С. Пушкина; муниципальные библиотеки: библиотека-филиал № 17 Печорской ЦБС (Республика Коми), библиотека имени Н. Островского Кирово-Чепецкой городской ЦБС (Кировская обл.), Кабанская центральная районная библиотека (Республика Бурятия), научно-техническая библиотека Тихоокеанского государственного университета (Хабаровский край).

К этой ведущей группе впервые присоединились библиотеки, которые ранее не участвовали во втором туре всероссийских смотров-конкурсов, а сейчас вышли в первую шеренгу победителей. Это областные юношеские – Новосибирская, Кемеровская. Большую группу составили районные, городские библиотеки и их филиалы: детская библиотека-филиал № 10 (г. Псков), Карагайская центральная библиотека ЦБС Карагайского района (Центр экологического просвещения «Зеленый луч», Пермский край).

Это свидетельствует о том, что повышается интерес библиотек к экологической проблематике, осознаются ее важность и необходимость.

Отличительной чертой материалов, представленных на второй тур данного Смотра-конкурса, является их высокая информативность и качество оформления, систематизация приложений, культура подачи материала. Впервые 80% материалов присланы как в текстовом, так и в электронном виде, что свидетельствует о растущем уровне применения новых технологий даже в сельских библиотеках.

Общий важный вывод, который можно сегодня сделать: библиотеки России продолжают наращивать имеющийся у них потенциал эколого-просветительской деятельности в целях воспитания у населения экологической культуры, формирования экологического сознания, обеспечения экологической устойчивости.

Библиотеки, занимая активную позицию в решении экологических проблем своего региона, находят поддержку у своих читателей. Все более эффективно используя проверенные на практике и развивая инновационные формы и методы работы, они не только подтверждают свой статус социальных институтов в сфере просвещения и образования, но и все активнее выступают консолидаторами в решении неотложных жизненных проблем, отвечают современным потребностям общества.

Забота об экологической стабильности заложила, по сути, начало создания на их базе гражданских сообществ, которые готовы не только оказывать влияние на административные, природоохранные органы, призванные отвечать за обеспечение благоприятной для жизни человека окружающей среды, но и формировать экологическое сознание населения, повышать его ответственность за рациональное природопользование.

Значимой тенденцией этого Смотра-конкурса является становление библиотек как общественных центров. Важный фактор появления этой тенденции – постоянно возрастающий уровень развития новых технологий даже в низовых библиотечных структурах. Создание электронных баз данных, обеспечение доступа к информационному потенциалу библиотеки позволяют более полно удовлетворить потребность широкого круга населения в экологической информации. Это дает возможность библиотекам усилить свою деятельность, способствующую информированности пользователей о состоянии природной среды конкретного региона, их заинтересованности в ее улучшении. Наблюдается заметное расширение объема деятельности библиотек в этом направлении. Между тем, потенциал библиотек в содействии обеспечению экологической устойчивости и созданию устойчивого мира и экологически безопасного гражданского общества еще не осознан ни государственными структурами, ни образовательными, ни общественными организациями, ни даже самим библиотечным сообществом.

Однако процесс становления библиотек как общественных структур гражданских сообществ развивается. Это обусловлено уникальными возможностями библиотек: постоянно обновляющейся базой информационного продукта, бесплатным доступом к нему широких слоев населения, разветвленной сетью своих структур, способных доходить до каждого гражданина, высококвалифицированными кадрами библиотекарей, оказывающих влияние на процесс устойчивого развития общества.

Открывая двери для всех желающих, библиотека вышла навстречу населению и стала жить его заботами и проблемами.

Ярче всего эта тенденция проявилась в муниципальных библиотеках. Ими найдены новые формы общения с населением и организациями, заинтересованными в оздоровлении экологической ситуации.

Больше-Шигаевская сельская модельная библиотека – филиал Мариинско-Посадской ЦБС Чувашской Республики проводит «Трибуну общественного мнения» по экологическим проблемам. В ней принимают участие руководители и специалисты сельскохозяйственного производства, администрация. По инициативе экологического центра библиотеки организуется экологический патруль. Результаты рейдов передаются администрации района. Библиотека провела обсуждение Лесного кодекса РФ, пригласив участвовать в нем представителей лесничеств района.

Интерес к экологическим проблемам России проявляется в конкретных действиях. Коллектив библиотеки-филиала № 7 ЦБС г. Ульяновска направил в Правительство страны письмо, в котором выражалась обеспокоенность задержкой ратификации Российской Федерацией решений Стокгольмской конференции о стойких органических загрязнителях (СОЗ). По поручению аппарата Правительства РФ Министерство природных ресурсов России направило в библиотеки подробный ответ.

Через книгу и слово библиотекаря библиотека обращается с проблемами экологии непосредственно к своим читателям.

Центральная библиотека Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания обратилась к жителям района, руководителям предприятий и хозяйств с призывом взяться за улучшение окружающей среды – всем и каждому, в меру своих сил, поскольку назрела такая необходимость.

Библиотеки оказывают также существенную информационную помощь в практическом ведении сельскохозяйственных работ. Так, Жердяевская районная библиотека Тамбовской области предлагает фермерам беседы специалистов по теме «Хозяйствовать, оберегая землю». Для тех, кто ведет домашнее хозяйство, подобрана литература по правильному применению и хранению бытовой химии. Целенаправленно ведется работа с рыболовами и охотниками. Ежегодно ранней весной библиотека проводит для садоводов и огородников семинар-ярмарку, где идет разговор о выращивании экологически чистой продукции и других важных проблемах. Популярностью пользуются и организуемые библиотекой вечера «Очарование русского пейзажа», уроки доброты и мудрости «Земля – слезинка на щеке Вселенной».

Очень важной чертой в деятельности библиотек является их забота о здоровье населения, особенно молодежи. Например, Тамбовская центральная городская библиотека имени Н.К. Крупской совместно с Центром медико-социальной помощи подросткам провела конкурс творческих работ на тему «Здоровый образ жизни – это …» Он преследовал важные цели: организация целенаправленной работы с юношеством по повышению знаний о здоровом образе жизни; формирование мировоззрения и культуры; выявление у юношества творческих инноваций по данной теме.

Библиотеки организуют множество разнообразных экологических акций, среди них: «Несанкционированные свалки», «Посади дерево», «Берегите Землю».

Изменилась тематика «круглых столов», конференций и других массовых мероприятий. Детская экологическая библиотека-филиал № 4 Мончегорской ЦБС вынесла на обсуждение «круглого стола» тему «Глоток воды. Какую воду пьют жители Мончегорска». Его участником стал отдел охраны окружающей среды администрации города.

Свою особую роль в развитии библиотек как центров экологической культуры сыграло научное осмысление библиотечным сообществом круга проблем, которые необходимо решать, чтобы стать такими центрами.

Основным информационным блоком послужили документы Федерального агентства по культуре и кинематографии об организации и проведении Смотра-конкурса в 2005–2006 гг. В Положении о Смотре определены основные критерии деятельности библиотек. Их краткий перечень предварял разработанные ВЦЭК рекомендации «Основные направления работы библиотек по экологическому просвещению населения» с учетом каждого типа библиотек. Эти документы были опубликованы в период подготовки к третьему Смотру-конкурсу. Однако критерии работы библиотек, обозначенные в этом документе, практически не были ими реализованы в полном объеме. Точнее, библиотеки еще не были готовы к достижению такого уровня работы. Потребовалось время – период между третьим и четвертым Смотрами-конкурсами. По итогам последнего работа большинства библиотек уже соответствует требованиям, определенным Положением о Смотре-конкурсе.

Значимость этого шага вперед непреходяща, поскольку положен конец случайным, эпизодическим, обрывочным мероприятиям в экологическом просвещении, создана нормативная база для системной работы. Именно это определило высокий профессиональный уровень материалов четвертого Смотра-конкурса глубокое понимание роли библиотеки в решении экологических проблем. Его итоги означают начало периода творческого совершенствования, углубления научных поисков библиотек продвинувшихся в сфере экологического просвещения. Для этих библиотек закончился период формирования и разработки главных направлений, которые являются основой для деятельности любой библиотеки, поставившей перед собой задачу строить свою работу в области экологического просвещения с учетом требований современности.

Теперь задача ВЦЭК – показать всему библиотечному сообществу России тот высокий уровень, которого уже достиг ряд библиотек. Решать эту задачу необходимо, ведь и на второй тур было прислано немало недостаточно проработанных материалов. Очень велик качественный разрыв. Многим библиотекам предстоит пройти долгий и трудный путь, чтобы добиться достойных результатов. Помочь в этом должны главные библиотеки субъектов Федерации.

Конкурсные материалы показывают, что движение библиотек к новым ступеням их развития в области экознаний обеспечивается решением чисто библиотечных проблем.

Главной из них было и остается полное многоаспектное раскрытие экологического фонда в общем фонде библиотеки. Теперь в большинстве библиотек, принявших участие во втором туре Смотра-конкурса, созданы информационные базы «Экология и современность» на основе разработанного ВЦЭК много лет назад рубрикатора, который позволяет рассмотреть экологическую проблему по более чем тремстам позициям. Рекомендованная ВЦЭК методика организации справочно-библиографического аппарата в больших и малых субъектах Федерации творчески дополнялась рубриками с информацией о состоянии окружающей среды своего региона. Теперь это повсеместное явление.

Сегодня, когда новые технологии меняют поисковую систему, роль методики многоаспектного раскрытия экофонда оказывается непреходящей. Материалы Смотра-конкурса подтверждают, что она оказывает прямое влияние на организацию и содержание электронных баз данных.

На этом этапе развития информационного поля экологии ВЦЭК разработал методику доступа населения к экологической информации, которая определила основные направления работы. В разработке методики принимали активное участие ведущие научные универсальные библиотеки.

Качественный шаг вперед сделан библиотеками и в области программного обеспечения эколого-просветительской деятельности. Если третий Смотр-конкурс положил основу разработкам библиотечных перспективных программ, то в четвертом, закрепив эту тенденцию, библиотеки инициировали обилие разнообразных целевых программ и проектов.

Оренбургская областная универсальная научная библиотека имени Н.К. Крупской работает по программе «Библиотека и экологическое просвещение: от достигнутого – к новому».

Новосибирская областная юношеская библиотека разработала и реализует целевую программу «Экологическая культура молодежи – ключ к устойчивому развитию».

Высоким профессиональным уровнем отличаются и целевые программы, представленные городскими, районными библиотеками, их филиалами, в том числе сельскими. Большинство из них направлено на конкретные задачи оптимизации экологической ситуации в своей местности на основе формирования экологического сознания, воспитания экологической культуры. Это новая позиция библиотек.

Снижанская сельская библиотека – филиал Дмитриевской центральной библиотеки Курской области работает по программе «Экология родного края», утвержденной и финансируемой администрацией муниципального образования «Снижанский», сельсовет которого является ее участником.

Цель программы – повышение экологической культуры населения. Предусматривается не только совершенствование информационного блока (экологическая ситуация), но и конкретное участие пользователей библиотеки в природоохранной деятельности.

Центральная городская библиотека имени Ю.Н. Либединского МУ ЦБС г. Миасс Челябинской области работает по программе «Жизнь в руках живущих». Цель – формирование экологического сознания жителей города, системы ценностей, основанных на бережном отношении к природе. Задача – воспитание экологической культуры, мотивов и привычек экологически целесообразного поведения и действий граждан по отношению к природе. Программа реализуется совместно с городским экологическим фондом, городской санитарно-эпидемиологической станцией, краеведческим музеем, Государственным Ильменским заповедником, фондом «Озеро Тургояк».

Многогранна, объемна и целенаправленна программа «Библиотека – общедоступный центр экологической информации и просвещения» Коммунистической поселковой библиотеки – филиала № 8 Советской ЦБС Ханты-Мансийского автономного округа. Она отражает весь комплекс деятельности библиотеки: здесь и экологический портрет района и поселка, и пути создания системы экологического просвещения, которые предусматривают совместные действия с поселковыми органами управления. Важное внимание отведено многоаспектному раскрытию библиотечного экологического фонда для работы с населением, организации справочно-библиографического аппарата экологической направленности, изучению читательского спроса на литературу по проблемам окружающей среды, постоянному пополнению информации, отражающей местные экологические проблемы.

В процессе создания федеральной библиотечной системы экопросвещения значимую роль играют уже работающие и создаваемые экологические центры на базе библиотек. Как показали итоги четвертого Смотра-конкурса, они по-разному развиваются, и каждый по-своему определяет свои функции. Это вполне оправданно и правомерно в период их развития. Например, в Белгородской государственной универсальной научной библиотеке информационный экологический Центр создан при отделе производственной литературы. Он является активным участником формирования экологической политики в регионе. Основная задача деятельности Центра – информационное обеспечение по проблемам экологии и природоохранной деятельности, экологическое просвещение населения региона. Главными направлениями деятельности информационно-экологического центра БГУНБ являются:

– информационная поддержка научных исследований в области экологии, природопользования и безопасности жизнедеятельности региона;
– информационная поддержка специалистов-практиков, занимающихся изучением и внедрением новых технологий по производству экологически чистых продуктов;
– информационная поддержка предприятий и организаций региона по проблемам внедрения ресурсосберегающих технологий, экологическому менеджменту и аудиту;
– экологическое просвещение населения региона;
– консультационно-методическая помощь ЦБС области по организации просветительской работы на местах.

Все имеющиеся информационные массивы – специализированный фонд (более 100 периодических изданий по проблемам экологии), издания органов научно-технической информации и БД «Экология» и «Экологическое сельское хозяйство» – активно используются специалистами-экологами, профессорско-преподавательским составом учебных заведений, учителями, студентами и пользователями, которых интересует информация по экологии. Библиотека работает в тесном контакте с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области.

В упомянутой Карагайской центральной библиотеке ЦБС Карагайского района Пермского края работает Центр экологического просвещения «Зеленый луч». Его программа «Модель будущего» (2005–2007 гг.) утверждена заведующей отделом культуры Карагайского района и председателем Комитета по охране окружающей среды района. Исполнителями и соисполнителями Центра экологического просвещения «Зеленый луч» стали центральная библиотека, 16 сельских библиотек, отдел культуры, Комитет по охране окружающей среды, образовательные учреждения, краеведческий музей.

В библиотеках других субъектов созданы центры при отделах сельскохозяйственной (Брянская, Орловская), естественно-научной и медицинской (Мурманская) литературы. В этих центрах, являющихся отделами обслуживания, собираются все экологические издания.

Однако четвертый Смотр-конкурс принес информацию о созданных в библиотеках самостоятельных структурах экологической направленности. Самой значимой в этой области является деятельность Государственной юношеской библиотеки Республики Бурятия имени Д. Батожабая. Здесь успешно функционирует как самостоятельная структура Региональный экологический консультативный центр, который осуществляет различные проекты, проводит конкурсы творческих работ по экологическому просвещению и образованию. По существу, это аналитический центр, отслеживающий процессы, идущие в библиотеках региона в этой области знаний. Теперь это уже Межрегиональный центр, услугами которого пользуются близлежащие регионы.

Итоги четвертого Смотра-конкурса дают возможность заметить в деятельности экологических центров еще некоторые характерные особенности. Если их сгруппировать по целям работы, то самая большая группа – это центры, ставящие перед собой задачу удовлетворения информационных потребностей читателей своей библиотеки.

Другая группа экологических центров расширяет свою деятельность, и, кроме оказания информационной помощи, проводит массовые мероприятия, опросы читателей, поддерживает связи с различными организациями.

Именно такие центры развиваются более активно и не только играют значительную роль в работе самой библиотеки, но и становятся важной составляющей частью всей экологической деятельности малого и даже большого региона. Это центры, с которыми считается местная администрация и природоохранные структуры. Здесь создаются программы и проекты, которые разрабатываются, финансируются и реализуются совместно с заинтересованными организациями. Они постоянно наращивают свой потенциал, подтверждая свою значимость в деле экологической устойчивости, им принадлежит будущее.

Как бы мы ни группировали центры, все они – положительное явление в эколого-просветительской деятельности библиотек.

Быть может, на данном этапе необходимо рассмотреть вопрос о целях и задачах создаваемых в библиотеках России экологических центров в зависимости от их типа и уровня.

Практика показывает, что центральные библиотеки как на уровне субъектов Федерации, так и центральные городские, и районные библиотеки, которые по давней традиции являются методическими центрами, – первые для городских и районных, вторые для своих филиалов, – востребованы и в эколого-просветительской деятельности. И те, и другие, кроме функции информационного центра для читателей, решают и аналитические задачи, отслеживая тенденции развития экологического просвещения в своих больших и малых регионах.

Эта сторона деятельности далеко не везде стала весомой. Предстоит в дальнейшем обратить внимание на всемерное развитие этой функции. Без нее невозможно решать проблему экологического просвещения в каждой библиотеке. Известно, что такая задача поставлена перед библиотеками России в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» в главе «Основы формирования экологической культуры».

За период между третьим и четвертым смотрами-конкурсами проявилась тенденция создания центральными универсальными научными библиотеками и библиотеками другого уровня субъектов Федерации экспериментальных баз и площадок. В свою очередь они являются базовыми для ВЦЭК. Там проводятся всероссийские, а теперь и межгосударственные, школы-семинары, конференции. Через них идет апробирование разрабатываемых документов и методик. Дальнейшая работа по созданию таких баз является важной задачей всех центральных библиотек, которые фундаментально занимаются распространением экологических знаний, формированием у населения экологической культуры.

Хочется привлечь внимание к недочетам, которые выявились в ходе Смотра.

Так, все библиотеки некоторых ЦБС участвуют в Смотре-конкурсе как единое лицо, т.е. материалы, присланные на второй тур, отражают деятельность не отдельной библиотеки, а всей системы, кратко перечисляя удачные моменты работы, присущие филиалу, например, № 1 или № 2. В этих случаях центральная районная или городская библиотека, а иногда и региональная научная, выступает как собиратель информации о различной деятельности библиотек системы, чаще всего не предоставляя сведения о собственной работе. Поэтому на втором туре Смотра-конкурса крайне трудно оценить по присланным материалам работу самόй центральной библиотеки и каждой из библиотек системы. Это не соответствует ни Положению о Смотре-конкурсе, ни критериям деятельности библиотеки. Всероссийский оргкомитет их даже не рассматривает.

Более того, на местах организуются региональные смотры-конкурсы не отдельных библиотек, а библиотечных систем, т.е. одна ЦБС соревнуется с другими ЦБС, но итог тот же: определить, сложилась ли система экологического просвещения в отдельно взятой библиотеке, невозможно.

Идя этим путем, мы возвращаемся к уровню работы первого Смотра-конкурса, когда библиотечные дороги экологического просвещения еще не были изведаны. Тогда отдельные мероприятия, затрагивающие проблемы экологии, воспринимались как достижения. Теперь же отрывочные сведения не о системе в целом, а лишь о ее части, – это нулевой уровень.

Подобное освещение работы ЦБС через отдельную библиотеку не идет ни в какое сравнение с деятельностью муниципальных библиотек, где каждая из них ведет работу на современном уровне, комплексно, в соответствии с разработанной ею программой.

И еще один момент, который нуждается в пояснении.

Центральная библиотека разрабатывает план работы, определяющий деятельность каждого из своих филиалов в области экологического просвещения: одному следует организовывать книжные выставки, другому – провести массовые мероприятия, третьему – выпускать библиографические пособия и т.д. При таком подходе ограничивается творческая деятельность каждой библиотеки в отдельности.

Это серьезный сигнал к тому, чтобы поговорить о роли центральной библиотеки региона, каким бы большим или малым он ни был. Но уже сейчас совершенно очевидно, что место центральной библиотеки очень значимо, и, если она зовет все библиотечные коллективы своих филиалов выступить вместе с читателями за чистоту своей реки, здоровье населения и стать не только просветителем, но и проявить гражданскую позицию, – ее роль закономерна и позитивна.

Нам всем пошло бы на пользу, если бы эти вопросы стали предметом обсуждения в профессиональной печати и на нашем сайте «Экокультура», чтобы легче было двигаться вперед.

Материалы четвертого Смотра-конкурса подтверждают, что положительные тенденции в эколого-просветительской работе библиотек стали возможны при наличии системы повышения квалификации. Такая система создается как на уровне библиотек субъектов Федерации, так и на муниципальном уровне.

На развитие этого процесса оказала влияние деятельность ВЦЭК по созданию подобной системы на федеральном уровне. Начав с недельных стажировок, мы перешли сначала на всероссийские школы-семинары (их состоялось уже 14), а теперь и межгосударственные семинары, поскольку они стали интересовать и библиотеки Ближнего Зарубежья.

Вся система повышения квалификации создается под руководством Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), ее кафедры библиотечного дела. 104 часа в течение двух недель по разработанной ВЦЭК совместно с АПРИКТ и им утвержденной программе давали возможность слушателям познать суть экологической проблемы в целом как глобальной проблемы современности и важнейшей ее составляющей – экологической культуры; познакомиться с международными организациями, связанными с решением экологических проблем; узнать мнение ведущих специалистов, ученых.

Значительную роль в определении места библиотек в экологическом просвещении сыграли научные библиотеки Брянска, Вологды, Орла, на базе которых проводились школы-интернаты. Эти библиотеки были первопроходцами, на их опыте учились другие.

Школы-семинары на федеральном уровне повлияли на появление в субъектах Федерации разнообразных постоянных структур на базе разных типов библиотек. Семинары, конференции, «круглые столы» и т.д. не только способствовали повышению экологической грамотности рядовых библиотекарей, являющихся главными фигурами в обслуживании читателей, но и создавали платформу для более тесного контакта с государственными и общественными организациями, органами управления региона, приглашавшимися для выступления перед библиотекарями на этих занятиях. Быстрее приходило понимание тесной связи труда библиотекаря с окружающим миром, заинтересованным в улучшении экологической ситуации.

Подготовка библиотекарей-экологов диктуется практикой.

Кировская областная универсальная научная библиотека уже провела смотр-конкурс на лучшего библиотекаря-эколога.

Идет новаторский процесс подготовки специалистов, библиотекарей-экологов. Многие из тех, кто закончил школы, организуемые ВЦЭК и АПРИКТ, в настоящее время являются преподавателями этих школ. Они приглашаются для проведений занятий и чтения лекций в различные регионы России.

Развивающим систему повышения квалификации библиотекарей стало создание филиалов этой школы на базе Вологодской областной универсальной научной библиотеки имени И.В. Бабушкина, где один раз в год работают творческие лаборатории, куда приезжают учиться библиотекари из разных регионов России. Здесь также составляются и согласовываются программы этих занятий, читаются лекции видными учеными, вручаются государственные сертификаты слушателям, поскольку этот филиал работает в контакте с АПРИКТ.

Два года как открылся филиал на базе Государственной юношеской библиотеки Республики Бурятия имени Д. Батожабая, накопившей громадный опыт работы. Она принимает на учебу всех библиотекарей, работающих с молодежью.

Дальнейшее развитие системы повышения квалификации библиотекарей в области экологического просвещения требует нового шага вперед. Уже разработаны программа и учебный план в рамках структуры АПРИКТ, которые позволят давать второе высшее образование с присвоением специальности «Библиотекарь-эколог». Цель профессиональной переподготовки по программе «Библиотекарь-эколог» – подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих знаниями в теории, методике, организации и технологии библиотечной, библиографической и информационной работы в области экологической культуры и просвещения, умеющих профессионально осуществлять комплектование библиотечных фондов экологической направленности, формировать соответствующий навигационно-поисковый аппарат, организовывать библиотечно-информационное обслуживание различных категорий пользователей экологической информацией, в том числе на основе электронных технологий.

Важными задачами образовательной программы являются: расширение гуманитарно-экологического кругозора слушателей в соответствии с концепцией устойчивого развития, овладение методологией и методикой библиотечного менеджмента и маркетинга в сфере экологической деятельности, а также проектного моделирования эколого-информационной и культурно-просветительской работы библиотек.

Подводя итоги четвертого Смотра-конкурса, нельзя не подчеркнуть значимость решения коллегии Министерства культуры РФ, которая в феврале 2002 года рассмотрела вопрос «Об итогах третьего Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения (2000–2001) и перспективах дальнейшего развития этого направления деятельности». Именно решение коллегии Министерства культуры России впоследствии определило тот высокий уровень, к которому пришли многие библиотеки в Смотре-конкурсе 2005–2006 гг.

Коллегия обратила внимание региональных органов управления и культуры на необходимость использования возможностей библиотек России в развитии экологической информационно-просветительской деятельности. Их заинтересованность в деятельности библиотек изменила отношение и самих библиотек к этой проблеме.

Решением коллегии создан Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры, преобразованный из много лет функционировавшего отдела экологической культуры Российской государственной юношеской библиотеки. Создание Всероссийского центра позволило уже на федеральном уровне объединить деятельность библиотек России всех типов и уровней в этом важном направлении. Перед Центром была поставлена задача – создание федеральной системы экологического просвещения.

Идя непроторенными путями, Всероссийский центр вместе с библиотеками России стал составляющей частью общей системы экологического образования и просвещения в России.

Дело экологического просвещения в библиотеках России постоянно развивается. Опыт вчерашнего дня приводит к необходимости искать новые пути, чтобы не отстать от требований жизни сегодня. Наиболее успешно строится работа в тех библиотеках, которые заглядывают хотя бы в ближайшее будущее. О нем думает и международное сообщество.

В период между третьим и четвертым библиотечными смотрами-конкурсами международными организациями были разработаны документы, ставящие перед образовательной и просветительской сферой новые задачи.

ООН была принята программа «Информация для всех»; Комитетом по экономике и Комитетом по экологии ООН, Евросоюзом принята стратегия «Образование для устойчивого развития», а 2005–2014 гг. объявлены Десятилетием образования в интересах устойчивого развития.

Эти международные документы имеют прямое отношение к деятельности библиотек. Перед ними остро встал вопрос отбора литературы и создания баз данных. В связи с принятыми документами повысился спрос на эту литературу, особенно статьи в периодических изданиях.

Библиотекарям, обеспечивающим спрос читателей на такие публикации, надо было самим осмыслить содержание проблемы устойчивого развития, а тем библиотекам, которые работали активно в области экологического просвещения, выяснить, какова связь экологической проблемы с проблемами устойчивого развития. Появились публикации с заголовками типа «От экологического образования к образованию в интересах устойчивого развития», ставящие и библиотекаря, и потребителя в тупик.

Для дальнейшей деятельности библиотек в этом направлении целесообразно вернуться к сути проблемы. Она заключается в том, что экологическое образование является одной из главных составляющих в решении задач устойчивого развития. Это означает, что, работая в области экологического просвещения, мы трудимся в интересах устойчивого развития.

Чтобы библиотекам было легче в этом разобраться, ВЦЭК высказал свою позицию, опубликовав обширный материал на своем сайте «Экокультура» и портале «Библиотеки России». Он также опубликован в журнале «Библиотека» № 12 за 2006 год.

В настоящее время видные ученые, работающие в сфере экологического образования, публикуют немало образовательных программ в области устойчивого развития. В них значительную долю составляет экологическая проблема (Образование для устойчивого развития: Материалы семинара «Экологическое образование для устойчивого развития» / Под ред. Н.С. Касимова.– Смоленск: Универсум, 2001.– 264 с.).

После подведения итогов четвертого Всероссийского смотра-конкурса библиотекам предстоит еще раз вернуться к осмыслению того, что у экологической проблемы есть три главных составляющих: социальная, естественно-научная и экономическая. Если первые две составляющие уже достаточно освещены в литературе и практической деятельности библиотек, то экономическая составляющая требует особого внимания, на что нас настойчиво ориентируют и вышеназванные международные документы.

Предполагается разработка методик, формирующих у населения эколого-экономическое мышление. ВЦЭК будет активно публиковать на своем сайте как свои, так и разработки библиотек в рамках эколого-просветительской деятельности.

Методический кабинет, созданный при ВЦЭК, будет работать в этом направлении. Создание такого кабинета – веление времени. Методическая работа выходит на первый план в деятельности библиотек России, занимающихся экопросвещением. Только разработка методик обеспечит профессиональный подход в работе с читателем.

Не меньшего внимания и нового подхода требует и проблема информационного обеспечения потребителей в области экологии. Развивать новые качественные технологии – требование и международной программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Новые способы получения, обработки и защиты информации создают проблемы этического и нравственного характера, решение которых должно быть найдено международным сообществом. Такими проблемами являются: качество, надежность и разнообразие информации, баланс между свободным доступом к информации, честным использованием ее и защитой прав интеллектуальной собственности, сохранение мирового информационного наследия и безопасности частного характера (Преамбула программы, «Информация для всех»,пункт 5).

Пока о безопасности информации мы говорим лишь вскользь, упоминая о необходимости повышения ее качества. Для практического осуществления упомянутых требований еще не созданы методики, не определены возможные подходы, редки публикации.

Постановка этого вопроса во сто крат усложняется, когда речь идет об экологической информации, наиболее уязвимой по своей достоверности и открытости.

Библиотекам – главным хранителям информации – предстоит сделать первые шаги в этом очень сложном направлении. Ведущими разработчиками должны стать научные универсальные библиотеки субъектов Федерации.

На начальной стадии находится и использование библиотеками возможностей новых технологий. Мы обязаны перейти на новые формы обучения, основанные на применении ИКТ для образования и просвещения: виртуальные семинары, конференции, школы, университеты, организации экологических сообществ.

В данном аналитическом обзоре не представляется возможным коснуться многочисленных сторон деятельности библиотек в экологическом просвещении.

Для всех нас сейчас наступил период осмысления пройденного пути и поиски нового, без чего невозможно движение вперед.

Для работников сферы культуры – это поиск инновационных путей, посредством которых у населения формировалось бы экологическое сознание и экологическая культура.

Источники

Покровская О.В., Игнатович И.В., Самотёсов Е.Д., Рыбальский Н.Г. Всероссийский смотр-конкурс библиотек по экологическому просвещению населения (01.10.95–05.05.96): Материалы, итоги / М-во охраны окружающей среды и природ. ресурсов РФ, Рос. экол. федерал. информ. агентство, Рос. гос. юнош. б-ка.– М.: РЭФИА, 1996.– 80 с.: табл.

Библиотека как центр экологической культуры: Аналит. материалы итогов Всерос. смотра-конкурса б-к по экол. просвещению населения в 1997–1998 гг. // М-во культуры РФ, Рос. гос. юнош. б-ка; сост. О.В. Покровская.– М., 1998.– 41 с.

Библиотеки и экологическое просвещение в России: Итоги Всерос. смотра-конкурса работы б-к по экол. просвещению населения, 2000–2001 гг.– М.: РЭФИА, 2001.– 350 с.– Прил.: 1 к.

Экологическое просвещение в библиотеках России: Справ.-информ. материалы / Рос. гос. юнош. б-ка.– М., 2003.– 110 с.– Прил.: 1 к.

 

Покровская О.В.,
руководитель Всероссийского библиотечного научно-методического центра
экологической культуры

Поиск