Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Книга крупным планом Бычкова Е.Ф. Экологическая информация в библиотечном мире
Книга крупным планом

Бычкова Е.Ф. Экологическая информация в библиотечном мире : методическое пособие. – Москва : ГПНТБ России, 2014. – 112 с.

Бычкова Е.Ф. Экологическая информация в библиотечном мире: методическое пособие

Это исследование посвящено экологической информации как объекту деятельности библиотек. Что такое «экологическая информация», каковы ее источники, виды, функции и особенности. Все это, в конечном счете, определяет формы и методы работы библиотек в области экологического просвещения.

Особенное внимание уделено обобщению обширного практического опыта, накопленного библиотеками.

Теоретический материал разбит на главы и сопровождается методическими рекомендациями по его изучению и библиографическими списками печатных и электронных изданий по рассматриваемым вопросам.

Издание рассчитано на студентов профильных учебных заведений и библиотекарей, работающих с экологической информацией.


ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ3
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ5
Глава 1. Понятие экологической информации5
Глава 2. Характеристики экологической информации17
Глава 3. Роль экологической информации в формировании правового общества31
Глава 4. Информационные ресурсы библиотек по экологии39
Глава 5. Работа библиотек по воспитанию экологической культуры населения48
Глава 6. Профессиональные навыки библиотекаря-эколога59
Глава 7. Перспективы работы библиотек в области экологического просвещения63
Глава 8. Опыт работы ГПНТБ России в области экологического просвещения и предоставления ЭИ читателям/пользователям70
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ73
ПРИЛОЖЕНИЯ79
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ99
СПИСОК АББРЕВИАТУР, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ТЕКСТЕ110

ПРЕДИСЛОВИЕ

С последней трети XX в. в истории человечества начинается новый период. С одной стороны, он характеризуется высоким уровнем развития науки и техники и широким распространением компьютерных и информационных технологий; с другой – уязвимостью человека перед лицом могущественной природы. По этим основным определяющим показателям данный период можно характеризовать как информационно-экологический.

Многочисленные международные саммиты, начиная с заседаний Римского клуба (с 1970), конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде и развитию (Стокгольм, 1992; Рио-де-Жанейро, 1992), Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002) и др., в своих итоговых документах отмечают актуальность создания всеобъемлющей системы информации по экологии.

Экологическая политика Российской Федерации обеспечивает осуществление прав граждан на здоровую окружающую среду через развитие экологического законодательства, включающего и вопрос о свободном доступе к экологической информации (ЭИ). Полная, достоверная и своевременная информация о состоянии окружающей среды и уровнях антропогенного воздействия на нее должна быть открытой и доступной для всех граждан и не должна составлять государственную или иную тайну. Оценка экологической ситуации в стране зависит от степени осведомленности граждан в рассматриваемой сфере. Из этого следует, что важной задачей государства и одной из его главных функций в области экологической политики является создание системы удовлетворения информационных запросов и экологического информирования граждан. Такая система позволит формировать и информационную потребность, что, в свою очередь, будет способствовать экологической активности граждан.

Институтом, осуществляющим накопление, хранение, обработку и предоставление информации на традиционных, а в последнее время и на электронных носителях, являются библиотеки, которые на современном этапе успешно решают такие вопросы как:

– удовлетворение информационных потребностей граждан в области экологии;
– экологическое просвещение и участие в формировании экологической культуры граждан;
– информационное обеспечение природоохранной деятельности;
– создание электронных ресурсов по экологии и сетевое взаимодействие библиотек;
– приобретение библиотекарями специальной компетенции библиотекаря-эколога;
– реорганизация библиотечного пространства с целью внедрения ресурсосберегающих технологий и элементов экологического дизайна.

Опыт показывает, что библиотеки могут стать и в последние десятилетия действительно становятся организациями, достаточно последовательно и системно осуществляющими экологическое просвещение всех категорий читателей и пользователей библиотек.

ГЛАВА 5.
Работа библиотек по воспитанию экологической культуры населения

Экологическое просвещение, экологические знания, экологическая культура. Деятельность Всероссийского центра экологической культуры Смотры-конкурсы библиотек по экологическому просвещению населения Комплексные программы работы библиотек по экологическому просвещению населения. Деятельность экологических информационных центров при библиотеках. Формы и методы работы библиотек.

Особенностью деятельности российских библиотек в области работы с экологической тематикой является их активная гражданская позиция. Библиотеки и библиотекари видят свою задачу не только в предоставлении ЭИ, но и в экологическом просвещении и воспитании экологической культуры. Для того чтобы рассмотреть деятельность библиотек в этой области, необходимо обратиться к таким базовым понятиям, как «экологическая культура» и «экологическое просвещение».

В.В. Снакин в словаре-справочнике «Экология и охрана природы» предлагает следующее определение понятия «экологическая культура»:

«Экологическая культура – использование окружающей среды на основе познания естественных законов развития природы с учетом ближайших и отдаленных последствий изменения среды под влиянием деятельности человека. Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, представленной в совокупности продуктов материального и духовного труда; развитие экологической культуры взаимосвязано с развитием профессионального экологического образования, воспитания и информирования».

В жизни, однако, мы пользуемся более простым определением, понимая под экологической культурой совокупность норм поведения и взглядов, характеризующих отношение общества и личности к природе.

На практике экологическая культура проявляет себя через экологическую деятельность человека, поэтому создание системы эффективного и целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий жителей с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов должно являться целью национальной экологической политики.

Интересной и правильной представляется приводимая ниже точка зрения, характеризующая отношения человека к экологии.

Первая ступень формирования экологической культуры – осознание человеком экологической ситуации и своей роли в состоянии окружающей среды. На личностном уровне она, как правило, выражается в бережном отношении к природе.

Вторая ступень формирования экологической культуры – формирование организационной экологической культуры, так как большее время человек проводит на работе и именно там реализует себя в конкретной профессиональной деятельности.

Сложилась парадоксальная ситуация: на личностном уровне человек знает о необходимости защиты окружающей среды, экологизации производства, соблюдения технологических процессов. Более того, он жизненно в этом заинтересован. Однако на уровне производства экономические выгоды заслоняют интересы природы и биосферы в целом. Разрешение экологического кризиса требует превращения экологических норм и ценностей во всеобщие социокультурные нормы и ценности, постепенного перехода от антропоцентрической культуры к экоцентрической. Под организационной культурой в данном случае понимается система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала организации, стиля руководства и т. п., ориентированных на стратегические цели данной организации

Третья ступень – уровень государственной политики и выполнение государством экологической функции, то есть обеспечение членов общества возможностями удовлетворить свои экологические потребности легитимным способом.

Графически вышеизложенное может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 7):


Рис. 7. Ступени формирования экологической культуры

При таком подходе роль библиотек явственно прослеживается на всех трех ступенях формирования экологической культуры.

На уровне государственной политики роль библиотек в экологическом просвещении обозначена в нормативных документах, в частности, в Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды». В его ст. 74 говорится, что «экологическое просвещение, в том числе .информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды... в области экологической безопасности, осуществляется... средствами массовой информации... образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками...». В Экологической доктрине РФ также говорится о необходимости повышения экологической культуры населения.

Библиотеки, в свою очередь, в ходе своей деятельности способствуют формированию личностной и организационной культуры.

Термин «экологическое просвещение» давно и широко употребляется в профессиональной лексике библиотекарей. И. Д. Адодина формулирует данное понятие как «процесс решения определенных социальных задач (производственных, учебных, воспитательных), направленный на удовлетворение информационно-тематических потребностей пользователей через многоаспектную деятельность библиотечных работников и в тесном контакте со специалистами, связанными с экологией, природоохранной деятельностью, распространением экологических знаний; включающий поиск, организацию, всестороннее раскрытие содержания экологической информации библиографическое и аналитическое сопровождение запросов общества и отдельных потребителей по экологической тематике, а также пропаганду экологических знаний библиотечными и библиографическими средствами».

В более простой формулировке экологическое просвещение в библиотеке можно определить как систему воспитательно-образовательных мероприятий, включающую пропаганду экологических знаний библиотечными и библиографическими средствами. Экологическое просвещение является средством формирования экологической культуры.

Российскими библиотеками наработан большой опыт по экологическому просвещению населения, уходящий корнями в 20-е годы прошлого столетия, когда пропаганда естественнонаучных знаний рассматривалась как одно из направлений коммунистического воспитания и работа в помощь науке и производству. Библиотекам отводилась в этом большая роль.

В 30-е гг. библиотеки принимали активное участие популяризации достижений аграрных наук, в распространении передовой сельскохозяйственной литературы, проведении массовых мероприятий по пропаганде агрокультурных знаний.

В 1944 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «Об организации научно-просветительской пропаганды», в котором особое внимание обращалось на пропаганду естественнонаучных знаний, а основным содержанием научно-просветительской пропаганды признавалось материалистическое объяснение явлений природы, популяризация достижений науки, техники и культуры.

В 50-е гг. большой размах приобрело издание естественнонаучной литературы: выпускались серии книг и пособий по вопросам науки и техники для разных групп читателей. Расширился круг читателей этих книг, библиотекари стали серьезно знакомиться с литературой по естествознанию, изучать фонд, выявлять устаревшие книги. Были найдены интересные формы пропаганды естественнонаучных знаний. В эти годы уже выходили такие научно-популярные журналы, как «Наука и жизнь», «Природа», «Знание – сила».

В 60-х гг. библиотеки, продолжая пропагандировать естественнонаучные знания, стремились воспитывать не просто любителей природы, а ее хозяев и активных преобразователей, умеющих заставить природу с полной отдачей служить народу. Такое отношение обосновывалось политикой государства, считавшего природные ресурсы безграничными.

В 70-е гг. ученые высказали перед мировой общественностью свою озабоченность признаками надвигающегося глобального экологического кризиса. Усиление внимания к проблеме охраны природы привело к активной пропаганде экологических знаний. Перед библиотеками встала задача привлекать внимание читателей к вопросам охраны природы, пропагандировать книги по этой теме, воспитывать в читателях любовь к родному краю, к природе.

В 80-е гг. экологическая проблематика становится одной из главных в деятельности отечественных библиотек. При этом она тесно смыкается с традиционными для библиотекарей сферами профессиональной активности: просветительство, поддержка образования, краеведение.

Основанием для этого является постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» (1988 г.). В свете этого документа основные задачи определялись следующим образом:

– пропаганда и разъяснение постановлений и других документов партии и правительства с учетом особенностей данного региона;
– пропаганда литературы по охране окружающей среды в тесном контакте с обществами охраны природы, СМИ, учебными заведениями;
– дифференцированная работа с читателями с использованием индивидуальных бесед, клубов по интересам, массовых мероприятий по наиболее актуальным вопросам данной темы;
– пропаганда разнообразной естественнонаучной, художественной и иной литературы с учетом задач экологического воспитания.

В начале 80-х гг. в Российской государственной юношеской библиотеке (РГЮБ) создается специальный отдел, занимающийся вопросами экологического просвещения и осуществляющий методическую помощь библиотекам в работе по этому направлению. В 2001-2009 гг. он уже превратился во Всероссийский научно-методический центр экологической культуры РГЮБ.

Неоспоримой заслугой экологического отдела, а впоследствии центра РГЮБ является пропаганда идеи работы библиотек в области экологического просвещения и формирования экологической культуры населения, организация и проведение Всероссийских смотров-конкурсов библиотек, работающих по экологическому просвещению населения. Эта работа позволила:

– собрать и обобщить опыт работы библиотек-участниц;
– организовать обмен этим опытом в рамках специальной школы-семинара, а с 2004 г. и на интернет-сайте центра www.ecoculture.ru;
– побудить библиотеки к созданию комплексных программ по работе в области экологического просвещения населения.

Первый Всероссийский смотр-конкурс библиотек, работающих по экологическому просвещению населения (1996 г.), показал, что они обладают значительным потенциалом для эколого-просветительской работы, но осмысленного понимания экологических проблем и роли библиотек в экологическом воспитании и просвещении населения пока нет, мероприятия носят несистемный, разовый характер.

Второй смотр-конкурс (1998-1999 гг.) выявил следующую тенденцию: часть библиотек отказалась от практики проведения отдельных мероприятий и перешла к созданию собственных перспективных планов и программ работы в экологии. На конкурс были представлены долгосрочные программы и концепции работы в экологическом направлении. Таким примером является Брянская областная универсальная научная библиотека (ОУНБ).

Результаты третьего смотра-конкурса (2001 г.) говорят о системной и целенаправленной практической и методической работе библиотек уже как о массовом явлении.

Наиболее характерные направления работы библиотек в рассматриваемой области можно сформулировать следующим образом:

– создание целевых программ эколого-просветительской деятельности населения;
– исследовательская работа по изучению информационных потребностей различных групп населения (анализ читательских формуляров, книжного фонда, анкетирование, опросы, мониторинг прессы и т.д.);
– проведение научно-практических конференций библиотечных работников и создание программ повышения квалификации по экологическому просвещению библиотекарей;
– создание справочно-библиографических указателей, дайджестов, сборников и т. д.;
– проведение массовой работы библиотек с населением.

Организаторы четвертого смотра-конкурса отмечали тесную связь библиотек с региональной администрацией, природоохранными организациями, представителями бизнеса. Многие библиотеки стали брать на себя функции информирования государственных структур в области ЭИ.

В статьях и выступлениях О.В. Покровской и Н.Ф. Церцек, а также в специальных изданиях ВЦЭК на основе анализа и обобщения конкурсных материалов был сформирован теоретико-методологический подход к этой области работы библиотек.

Организаторы смотра-конкурса отмечали, что к этому времени библиотеки не только стали местом, где можно получить информацию о состоянии окружающей среды, но подтвердили свой статус социальных институтов. Во многих случаях библиотеки России объединили усилия государственных учреждений, общественных организаций различных направлений и уровней в решении экологических проблем регионов.

Традиция проведения смотров-конкурсов (хотя и в меньшем масштабе) была продолжена ГПНТБ России. В 2005 г. был проведен фестиваль-конкурс информационных ресурсов библиотек по экологии. Для конкурса были разработаны критерии оценки присылаемых на него материалов. В 2010 г. был проведен конкурс «Библиотеки – экологической науке и просвещению».

Одним из основных критериев оценки деятельности библиотек является эффективность предоставляемой информации и услуг (практическая польза от полученной пользователями информации, востребованность информации и т. д.), подтвержденная документально.

В качестве примера такого рода деятельности может быть приведен опыт Национальной библиотеки Республики Коми по созданию Общественной приемной по экологической информации о строительстве боксито-глиноземного комплекса в Республике Коми.

Другим примером социального партнерства является опыт Центральной библиотеки им. М. Л. Кропивницкого центральной библиотечной системы Для взрослых г. Николаева, Украина. На базе библиотеки работают городской Центр экологической информации и культуры и Центр социальной активности и партнерства.

В качестве примера наиболее удачных комплексных программ по экологическому просвещению населения могут быть приведены:

– программа «Экологический резонанс» Брянской ОУНБ;
– программа «Природное и культурное наследие Вологодчины» Вологодской ОУНБ.

Программы включают научно-исследовательскую работу по:

– выявлению государственных, общественных организаций, учреждений и ведомств, занимающихся экологическими проблемами; определению возможностей координации деятельности по данной проблеме;
– библиотечному мониторингу информационных потребностей организаций, учреждений, предприятий по конкретным природоохранным проблемам;
– изучению состава фонда по экологии и обеспечению полноты комплектования по основным экологическим направлениям;
– развитию системы библиотечного обслуживания населения, учитывая особенности экологической ситуации в регионе, и работе информационно-экологических центров в базовых библиотеках области;
– разработке условий и проведению конкурсов, посвященных сохранению природно-культурного наследия региона;
– организации научных экспериментальных площадок по экологическому просвещению населения на базе библиотек.

Методы реализации программ включают в себя:

– адресное распространение информации разным категориям населения;
– массовое распространение экологических знаний;
– формирование книжных фондов, фонда на CD-ROM, фонда неопубликованных документов;
– информационно-библиографическую работу.

Изучение опыта работы библиотек позволяет также выделить функции, которые взяли на себя библиотеки в решении насущных экологических проблем регионов:

– сбор, хранение и предоставление информации (в том числе и труднодоступной) по проблемам экологической безопасности в регионах;
– обеспечение работников различных отраслей хозяйства информацией, необходимой для устойчивого развития региона;
– осуществление взаимодействия граждан с государственными, общественными и правозащитными организациями региона по экологическим проблемам;
– организация и участие в значимых массовых мероприятиях по экологическим проблемам региона;
– привлечение к сотрудничеству частных предпринимателей и инициативных групп населения.

Таким образом, библиотеки вносят значительный вклад в формирование общественного мнения по актуальным экологическим проблемам региона.

Поскольку речь идет о работе с читателями, уместно отметить, что в основе деятельности библиотек в рассматриваемой области лежат педагогическая (воспитательная), просветительская, социальная и информационная концепции библиотечного обслуживания, позволяющие им реализовывать поставленные задачи.

Особенностью последнего десятилетия является повсеместное создание центров ЭИ и центров экологической культуры. Такие центры уже возникли при библиотеках Архангельской, Брянской, Вологодской, Томской, Ярославской областей; Республик Бурятия, Коми, Удмуртия и многих других. Несмотря на разнообразие названий, что свидетельствует об отсутствии единой политики в области экологического просвещения населения через сеть библиотек, в работе этих центров можно выделить следующие общие направления:

– информационное обслуживание читателей;
– методическая и аналитическая работа, выполняемая центральной библиотекой для библиотек региона;
– культурно-массовая работа с населением.

Целью работы этих центров является создание целостной системы библиотечно-библиографического обслуживания населения по вопросам экологии и рационального природопользования; изучение, хранение, сбор материалов; помощь системе повышения квалификации библиотечных работников района по овладению навыками работы с экологической и краеведческой литературой; методическая помощь другим библиотекам. Благодаря методической поддержке областных библиотек, такие центры возникают в районных, городских и сельских библиотеках.

Однако процесс этот идет стихийно, что особенно обидно, так как в стране наработан опыт создания информационных центров в области предоставления тематической социально значимой информации на базе библиотек.

Другая особенность современного этапа работы библиотек заключается в создании на их интернет-сайтах специализированных разделов по экологии. Постоянно пополняемый перечень таких ресурсов представлен в экологическом разделе интернет-сайта ГПНТБ России («Зеленые страницы» библиотек http://ecology.gpntb.ru/ecolibworld/greenpages).

Анализ интернет-сайтов областных универсальных научных библиотек выявил, что на 2012 г. выделенный раздел по экологии есть у 19 библиотек.

Ниже приводится перечень этих библиотек с указанием интернет-адресов.

  1. Архангельская ОУНБ им. Н. А. Добролюбова. Экологическая библиотека (http://ecology.aonb.ru/Glavnaja.html).
  2. Национальная библиотека Республики Коми. Информационно-ресурсный центр по экологическому просвещению (http://www.nbrkomi.ru/page/297/).
  3. Вологодская областная универсальная научная библиотека. Библиотеки и экология (http://www.booksite.ru/ecology/index.html).
  4. Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека. Центр экологической культуры (http://www.mgounb.ru/about/structure/centers/centr_ecology/).
  5. Псковская областная универсальная научная библиотека. Твой след на земле (http://pskovlib.ru/ecology/).
  6. Волгоградская областная универсальная научная библиотека. Экологическая страница (http://www.vounb.volgograd.ru/ekologiya.html).
  7. Калмыцкая национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана. Отдел сельскохозяйственной и естественнонаучной литературы (http://www.kalmnlib.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3&Itemid=4).
  8. Калужская государственная областная научная библиотека им. Белинского. Отдел природы и сельского хозяйства (http://belinklg.narod.ru).
  9. Орловская областная публичная библиотека. Центр экологической информации (ЭЦ) в структуре отдела (http://www.buninlib.orel.ru/Eko/eko.htm).
  10. Смоленская областная универсальная библиотека. Центр экологической информации (http://www.smolensklib.ru/ecologi/index.htm).
  11. Тверская областная универсальная научная библиотека. Экология (http://www.tverlib.ru/projects/ekology/index.html).
  12. Тульская областная универсальная научная библиотека. Экологическая страничка (http://www.tounb.ru/library/social_projects/ekologpage.aspx).
  13. Национальная библиотека Республики Алтай. Экология и этноэкология (http://www.nbra.ru).
  14. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова. Справочно-информационный центр «Экология» (http://www.akunb.altlib.ru/TheCentersClubs/Ecology).
  15. Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края. Центр экологической информации и культуры (http://www.kraslib.ru/index.html?page=1&page_m=2&id_club=14).
  16. Пермская областная библиотека им. A.M. Горького. Центр экологической информации (http://www.lib.permregion.ru/sec_ecology.php).
  17. Национальная библиотека Чувашской Республики. Виртуальный экологический центр культуры и информации (http://lib.cap.ru/ekolog/index.asp).
  18. Национальная библиотека Удмуртской Республики. Центр экологической информации (http://unatlib.ru/centers/cei/news).
  19. Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия. Экологический клуб «Зеленая гостиная» (http://www.library.saransk.ru/programms).

Количество библиотек, поддерживающих специальные экологические странички, постоянно растет.

На тематической странице, как правило, отражены основные направления работы центра, мероприятия и информационные ресурсы, если они есть в библиотеке. К слову сказать, в 2003 г. в ГПНТБ России был разработан проект создания тематического раздела сайта, определена его типовая структура.

Основные требования к содержанию экологического раздела сайта

1. Мониторинг всех видов и типов изданий по экологии региона (местных и любых других издательств).

2. Формирование сетевых баз данных по экологии, ссылка на них в экологическом разделе сайта библиотеки с возможностью доступа пользователю (электронный каталог, электронный краеведческий каталог, библиографические, полнотекстовые, фактографические и др. базы данных). Разработка полнотекстовой базы данных по периодике «Экология региона 2000-... гг.»

3. Сбор информации с последующим размещением ее в экологическом разделе сайта по следующим направлениям:

– издания региональной экологической газеты 2000-... гг.;
– экологическое законодательство региона (печатные издания, электронные версии, ссылки в Интернете, БД по законодательству региона);
– экологические программы правительства, общественных и государственных организаций, в том числе библиотек;
– информационные отчеты, доклады о состоянии окружающей среды в регионе природоохранных служб, отчеты по экологическим проектам общественных организаций (по возможности);
– карты, атласы, посвященные вопросам экологии, природопользования и природных ресурсов региона (по возможности);
– интернет-ресурсы по экологии региона.

4. Размещение в экологическом разделе сайта информации о работе данной библиотеки, (библиотечных систем) по экологическому просвещению населения:

– информационные ресурсы библиотеки (традиционные, электронные);
– бюллетени новых поступлений;
– презентации экологических изданий, выставки литературы;
– деловое партнерство;
– информационные конференции, «круглые столы», дни информации по проблемам экологии;
– методические консультации.

5. В экологическом разделе сайта может быть представлена экологическая информация и фоторепортажи о крупных мероприятиях, акциях в регионе, об интересных эколого-краеведческих встречах, о выставках местных фотохудожников и т.д.

6. Структурными подразделениями экологического раздела сайта могут стать «Полезные ссылки» и «Виртуальная справка».

Примерная структура экологического раздела сайта

1. Об информационно-экологическом центре библиотеки (если есть), или Деятельность библиотеки в области экологического просвещения населения:

– Историческая справка.
– Библиотеки-партнеры (ссылки).

2. Информационные ресурсы по экологии:

– Документальный фонд экологической литературы (общие сведения).
– Новые поступления (бюллетень).
– Периодические издания по экологии и природопользованию (перечень, обзор).
– Электронные базы данных.

3. Экологическое законодательство ... области.

4. Природоохранная деятельность в ... области.

5. Экологическое сообщество региона (перечень организаций, занимающихся вопросами экологии, интернет-ссылки).

6. Ресурсы Интернета. Полезные ссылки.

7. Виртуальная справка.

Многие экологические разделы интернет-сайтов более или менее отражают эту структуру. Думается, что заслуга в этом не ГПНТБ России, а просто это достаточно логичный путь создания тематического информационного ресурса в библиотеке. Подробнее этот материал представлен на сайте ecology.gpntb.ru > Экология в библиотечном мире > Проекты ГПНТБ России > Создание типовых экологических страниц на сайтах библиотек > Договор.

На интернет-сайтах областных универсальных научных библиотек представлена информация о мероприятиях экологической направленности.

Наиболее распространенной формой работы библиотек с читателями является проведение виртуальных выставок по экологической тематике, фотовыставок, тематических круглых столов, участие во всероссийских конкурсах. Достаточно широко ведется клубная работа, примером тому может служить клуб любителей магаданской природы «Росток севера» при Магаданской ОУНБ.

Как уже отмечалось выше, встречаются формы работы, которые свидетельствуют о новом уровне работы библиотек: экологическая приемная, эколого-правовая клиника (Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края), открытый экологический университет (Тверская областная универсальная научная библиотека) и т.п.

Библиотеки также обеспечивают через свой интернет-сайт взаимодействие граждан с природоохранными государственными и общественными организациями.

Поиск