Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Книга крупным планом Взаимодействие человека, общества и природы в религиозных концепциях. Светская экологическая этика
Книга крупным планом

Взаимодействие человека, общества и природы в религиозных концепциях. Светская экологическая этика : метод, сб. / Киров, обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена ; сост. Е.А. Чемоданова. – Киров, 2012. – 252 с.

Взаимодействие человека, общества и природы в религиозных концепциях. Светская экологическая этика

В сборнике рассматриваются взаимоотношения общества с природой в различных религиозных концепциях, так как в основе большинства религиозных учений заложено уважение к природе и милосердное отношение к живым существам.

Рассматриваются также вопросы светской экологической этики.

Сборник предназначен специалистам библиотек для организации информационной, просветительской и массовой работы по теме воспитания экологической культуры населения, а также широкому кругу читателей, интересующимся данной тематикой.


Содержание

Введение3
1. Примитивные религии, связанные с обожествлением природы и животных: единство, анимизм, тотемизм6
2. Взаимоотношения природы и человека в этико-религиозных воззрениях Древнего Египта16
3. Взаимоотношения природы и человека в этико-религиозных воззрениях Древней Греции26
4. Система представлений «Бог – человек – природа» в православии31
4.1 Святоотеческая литература о мире как образе Творца39
4.2 Отношение к животным в православии41
4.3 Современная биотеология48
4.4 Экологическая деятельность Русской православной церкви. Социальная доктрина РПЦ50
5. Система представлений «Бог – человек – природа» в католицизме61
5.1 Франциск Ассизский – патрон экологов68
6. Взаимоотношения человека и природы в восточных культурах и религиях. Принцип ненасилия в восточных религиях75
6.1 Взаимоотношения человека и природы в зороастризме и джайнизме76
6.2 Взаимоотношения человека и природы в индуизме78
6.3 Взаимоотношения человека и природы, этика ненасилия в буддизме83
6.4 Взаимоотношения человека и природы в даосизме и конфуцианстве (Китай) 88
7. Специфика взаимоотношений природы и человека в исламе104
8. Священные рощи, деревья, растения117
9. Экологическая этика152
9.1 Понятие экологической этики152
9.2 Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания154
9.3 История развития экологической этики157
9.4 Совокупность правил и принципов экологической этики168
Список литературы175
Приложение № 1. Гимн Атону (отрывок) 184
Приложение № 2. Рассказ о похоронах священного быка Аписа186
Приложение № 3. Священник Александр Гумилевский. Поучение к сельским прихожанам о кротком обращении с животными183
Приложение № 4. Николай Лесков. Лев старца Герасима. Восточная легенда (в сокращении) 195
Приложение № 5. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Христианский взгляд на экологическую этику202
Приложение № 6. Иоанн (игумен). Православный подход к экологическому кризису современной цивилизации215
Приложение № 7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви218
Приложение № 8. Послание Святейшего Отца, посвященное проведению XXIII Международного дня туризма под лозунгом «Экотуризм – ключ к достойному прогрессу» 223
Приложение № 9. Гимн брату солнцу228
Приложение № 10. Стихи о Франциске Ассизском231
Приложение № 11. Сеульская декларация по экологической этике237

Введение

Экологические взаимоотношения общества с природой в каждый исторический период в значительной степени зависят от совокупности экономических, социально-политических, идеологических и других отношений. На этот процесс влияют и доминирующие в социуме мировоззрения, духовные, ценностные, религиозные ориентации.

Религия принадлежит к тем духовным явлениям, которые сопровождают человечество на всём пути его истории. На протяжении многих веков, до сегодняшнего дня, все важнейшие события в общественной и частной жизни освящены религиозными обрядами.

Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения и о том, какое будущее ждёт тысячелетние традиции и культы. Тем не менее, несомненно, одно: без религии, без учета её влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации.

Поэтому сегодня есть безусловная необходимость в присутствии церкви в сложном мире светских реальностей.

В настоящее время всё более актуальной и привлекающей внимание исследователей становится проблема «экология и религия».

«Экологические отношения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией», – пишет американский исследователь Л. Уайт.

Отношение к миру, к природе в той или иной мере присутствует во всех религиозных концепциях, в некоторых религиях есть особые предписания, особые поведенческие нормы, которые имеют непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме.

В основе большинства религиозных учений заложено уважение к природе как творению Бога и милосердное отношение к живым существам.

Сейчас во многих религиях происходит новое осмысление отношений человека и природы в связи с необходимостью решения стоящей перед человечеством экологической проблемы.

Экологизация мировых религий связана с их способностью, сохранив традиционное общество, приспособить его к решению современных экономико-технологических, политических и других задач.

Последовательно экологичны все религии в воспитании скромного образа жизни и ориентировании верующих не на материальные, а на духовные ценности, т. е. в преодолении безответственного потребительства.

Религиозные ориентации, формирующие определённое отношение человека к природе, могут быть рассмотрены и как причины разрушительного воздействия человека на природу, и как та форма, которая активно способствует переориентации человеческого сознания в его отношении с природой.

Л. Уайт ещё в 1967 г. усмотрел в христианстве исток идеологии покорения природы, приведшей, в конечном счёте, к экологическому кризису современной цивилизации. Выход из кризиса он видел в построении экологической этики на базе францисканства – учения одного из отцов церкви Франциска Ассизского.

Представления Уайта вызвали широкий резонанс и острую полемику о роли религии во взаимоотношениях человека и природы среди западных философов, историков, религиеведов, теологов.

Одни из них (Д. Пассмор, П. Сингер и др.) поддержали оценки Л. Уайта и развивали мысль о том, что христианство – исток нового отношения человека к природе, которая, будучи лишена священности, рассматривается как кладовая ресурсов, отданных в распоряжение человека.

Другие, например, Р. Атфилд, полагали, что христианство, напротив, устраняет деспотический и антропоцентрический взгляд на природу.

Известный историк А. Тойнби, определяя религиозные основания современного экологического кризиса, связывал их с победой монотеистической религии над пантеизмом и усматривал лекарство, предоставленное человечеству, в возврате от монотеизма к пантеистическому мировоззрению, прежде всего к синтоизму и даосизму.

Д. Хьюз и Д. Родмэн усматривали в язычестве и в языческом натурализме способ преодоления экологических проблем современной цивилизации.

Такая разноголосица мнений относительно духовных истоков экологического кризиса и путей его преодоления – от возрождения неоязычества до обращения к восточным культам, – заставляет задуматься над тем, каково же влияние мировых религий на ценностные ориентации человека относительно природы, как определяется место человека в природе и его отношение к природе в многообразных формах религиозного сознания.

Рассматривая религию в аспекте антропоэкологической концепции, необходимо подчеркнуть, что религия оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на фундаментальные характеристики человеческого общества: организацию быта, нравственность, общественное здоровье, культуру, науку, экономику.

Религия также может быть рассмотрена как социальный институт, поскольку это сфера культурной системы верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают людей решением вопросов, относящихся к фундаментальным аспектам человеческого существования.

«Религиозные ценности, – полагал Л. Уайт, исходя из своего знания истории, – в динамике культурных и социальных перемен являются основополагающими».

Очень важно и то, что религия выполняет функцию регулятора общественного поведения. Религия предполагает не только отношения человека к Богу (или богам), но и к окружающим его людям, и к миру в целом. Действительная вера раскрывается человеком в его деятельности.

Институциализированные религиозные организации имеют много приверженцев – почти 90 % населения мира исповедуют одну из главных религий, а потому они могут задавать образцы для подражания, указывая, какие поступки достойны похвалы и уважения, нравственны.

Они вправе привлекать внимание к сомнительным в нравственном отношении обстоятельствам.

Религия может успешно противостоять фатализму.

Она способна вселять надежду.

В её власти сделать более очевидными те узы, которые связывают человека с природным миром, напомнить, что Земля – наш общий дом.

Поиск