Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Книга крупным планом Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки
Книга крупным планом

Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5–11 классы / авт.-сост. Т.Н. Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.

Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки

Формирование умения работать с различными источниками информации способствует развитию познавательной компетенции учащихся.

Взаимоотношение человека и природы – одна из самых важных проблем современности, в решении которой школе отведено особое место. Предложенные в пособии беседы, конкурсы, викторины, ролевые игры («Консилиум врачей», «Экологический суд», «Телемост»), библиотечные уроки ориентированы на тесное сотрудничество учителя и учащихся с библиотекой, в частности в области изучения биологических дисциплин и научно-исследовательской деятельности.

Пособие адресовано учителям биологии для использования во внеклассной и кружковой работе, при проведении предметных недель, также будет полезно классным руководителям, библиотекарям, организаторам воспитательной работы с детьми и педагогам дополнительного образования.


Содержание

Введение 3
Рекомендации по организации мероприятий в сотрудничестве с библиотекой 5
1. Экология души 13
Диалог о сострадании. По рассказу Л. Андреева «Кусака» 13
Диалог о доброте. По рассказу Юрия Казакова «На еловом ручье»14
Диалог о безвозвратно утерянном. По рассказу Рэя Брэдбери «И грянул гром»15
2. Человек и биосфера 17
Планета Земля в опасности. Ролевая игра «Консилиум врачей». 9–11 классы 17
Экологические «крестики – нолики». Конкурс знатоков. 9–11 классы 32
Вовлеченные в войну. Экологическая экспертиза. 7–8 классы 35
Проблемы Мирового океана. Игра «Экологический суд». 10–11 классы 42
Да будет свет! Энергетика будущего. Телемост. 10–11 классы 52
3. Природа – вечный источник красоты 58
Путешествие по стране Легумия. Игра-путешествие. 6 класс 58
Лесные тайны. Разгадывание кроссворда с элементами беседы. 5–6 классы 70
Легенды о цветах. Заочная викторина. 5–8 классы 77
Гимн природе. Выставка-викторина с элементами беседы. 6–8 классы 82
Голоса Земли. Познавательно-театрализованное представление. 2–5 классы 87
Красота, гармония и целесообразность в природе. Беседа. 11 класс 95
Природа как универсальная ценность. Семинар. 11 класс 99
4. Здоровый образ жизни 104
Наше здоровье и от чего оно зависит. Беседа. 6–8 классы 104
Сколько лет жить человеку? Диалог о долгой и счастливой жизни. 10–11 классы 110
5. Милая родина моя 114
Летающие цветы. Галерея Красной книги. 5–7 классы 114
Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды. Семинар. 8–9 классы 120
А знаем ли мы птиц? Игра-соревнование. 6–7 классы 123
Люби и знай свой край. Путешествие по книге. 6–7 классы 132
6. Человек и природа: этика взаимоотношений 137
День природы. Игра «Что? Где? Когда?». 9–11 классы 137
Мир прекрасный, мир живой. Игра «Умницы и умники». 9 класс 140
Приложения 147
Приложение 1. Анкета «Как я отношусь к своему здоровью» 147
Приложение 2. Организация выставки «Боль Земли» (выставка книг, статей, рефератов учащихся) 147
Приложение 3. Организация выставки «Перекрёсток беды» (выставка книг, брошюр и статей из СМИ по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и СПИДа) 148
Приложение 4. Исследовательский проект «Роль заказника в сохранении биоразнообразия» 150
Литература 165

 

Введение

Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять...
М. Налбандян

Сложившееся в обществе понимание того, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – это забота о человеке и его будущем, приводит к необходимости воспитания у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биоразнообразия на планете, разумного отношения к природным богатствам и бережного отношения к природе.

Комплекс мероприятий, организованный учителем биологии совместно с библиотекой, поможет развитию информационно-познавательной компетентности учащихся, умению работать с различными источниками информации, разовьет навыки независимого библиотечного пользователя.

Вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий приведет к потребности дополнить и расширить знания в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования, нацелит на решение практических задач улучшения окружающей природной среды.

Предложенные в пособии различные формы работы: беседы, ролевые игры, библиотечные уроки – будут полезны при организации внеклассной работы по биологии, помогут развить интерес учащихся к изучению предмета, вовлекут в научно-исследовательскую деятельность.

Различные конкурсы и викторины, мероприятия в форме ролевых игр: «Консилиум врачей», «Экологический суд», игра-соревнование «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Телемост» – в творческой и соревновательной атмосфере затронут серьезные проблемы выживания природы на планете.

Библиотечные выставки, сопровождающиеся беседами, викторинами, конкурсами, привлекут внимание читателей к литературе, которая рассказывает об экологических проблемах, раскрывает многообразие жизни на планете, показывает красоту окружающего мира.

Проведение библиотечных уроков поможет в непринужденной обстановке сформировать у учащихся систему знаний о живой природе и ее отдельных представителях, изменит мировоззрение школьников, создаст условия для формирования таких моральных качеств личности, как гуманность, доброта, нетерпимость к насилию.

Пособие адресовано учителям биологии для использования во внеклассной и кружковой работе, при проведении предметных недель, также будет полезно классным руководителям, библиотекарям, организаторам воспитательной работы с детьми и педагогам дополнительного образования.

Рекомендации по организации мероприятий в сотрудничестве с библиотекой

Так повелось, что в омуте беды
Сплотить должны сильнее нас навек:
Охрана окружающей среды,
Библиотека, книга, человек!
В. Ковалёв

Нарушение биологического равновесия биосферы планеты обусловило необходимость воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе.

Приоритетным направлением воспитания современного человека является соединение его с природой, примирение его с ней, причём на основе более глубокого её познания, что требует постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.

Эффективным путем развития учащихся будет формирование способа мышления, стиля поведения, необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, с использованием инструментария современной науки. Таким инструментарием и для учителя биологии и для библиотекаря являются разнообразные методы и методические приёмы:

• стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (беседы, дискуссии, викторины, игры);
• развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (обсуждения, беседы, экологические суды);
• развитие умения принимать экологически целесообразные решения (проблемный подход в воспитании, консилиум);
• вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, сочинения-рассуждения).

Систематическое проведение мероприятий различного характера будет способствовать:

• становлению экологического мышления учащихся, то есть умению понимать и оценивать взаимоотношения человека и природы;
• творческому общению детей с природой;
• осознанию смысла жизни человека, собственных целей и стремлений;
• формированию у обучающихся активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде;
• развитию заботливого и бережного отношения к своему собственному здоровью;
• воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края, стремлению сохранить и улучшить её.

Главным девизом культурно развитого человека является: поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основных условий функционирования экосистем и жизни на Земле.

Работу учителя биологии с библиотекой необходимо начать с изучения ресурсов библиотечного фонда, обработки собранного материала, составления мероприятий различной формы и тематики.

 

№ п/п Вид деятельности Сроки исполнения Ответственный
1 Изучение книжного фонда школьной библиотеки 1, 2, 4-й кварталы Зав. библиотекой
2 Создание тематической картотеки: «Экология – путь к пониманию природы»1, 2, 4-й кварталы Зав. библиотекой
3 Создание картотеки материалов: «Писатели и поэты о природе»1, 2, 4-й кварталы Зав. библиотекой
4 «В помощь учителю экологии» – папка по материалам СМИ 1, 2, 4-й кварталы Зав. библиотекой
5 Доукомплектование книжного фонда недостающими изданиями по тематике проекта 1, 2, 4-й кварталы

Зав. библиотекой

 

Тематику предлагаемых мероприятий можно разбить на несколько разделов

1. Экология души.

В идеале – душа каждого должна пребывать в гармонии с собой и миром. Человек, чувствующий красоту природы, не навредит ей ни словом, ни делом. Главная задача педагога и библиотекаря раскрыть душу ребёнка навстречу общению с природой, научить чувствовать красоту, победить равнодушие, воспитать спасителя жизни на Земле.

 

№ п/п Название мероприятия Форма проведения Категория учащихся Ответственный
1 Диалог о сострадании.

По рассказу Л. Андреева «Кусака»

Дискуссия 5–6 классы Учитель биологии, библиотекарь
2 Диалог о доброте. По рассказу Ю. Казакова «На еловом ручье»Дискуссия 5–6 классы Учитель биологии, библиотекарь
3 Диалог о безвозвратно утерянном. По рассказу Р. Брэдбери «И грянул гром»Дискуссия 9–11 классы Учитель биологии, библиотекарь

2. Человек и биосфера.

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может прекратиться гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле.

В этом разделе собраны мероприятия, тематика которых направлена на ознакомление учащихся с отрицательными результатами жизнедеятельности человеческого общества.

 

№ п/п Название мероприятия Форма проведения Категория учащихся Ответственный
1 Планета Земля в опасности Ролевая игра «Экологический консилиум»9 класс Учитель биологии, библиотекарь
2 Экологические «крестики-нолики» Конкурс знатоков 9–11 классы Учитель биологии
3 Вовлечённые в войну Экологическая экспертиза 7–8 классы Учитель биологии, библиотекарь
4 Проблемы Мирового океана Экологический суд 10–11 классы Учитель биологии, библиотекарь
5 Да будет свет Телемост «Энергетика будущего»10–11 классы Учитель биологии, библиотекарь
6 Боль Земли Выставка книг, статей, рефератов учащихся 8–11 классы Библиотекарь, учитель биологии

3.Природа – вечный источник красоты.

Главные задачи этого раздела – с помощью интересных мероприятий, носящих творческий, развивающий характер, показать, насколько прекрасна окружающая нас природа и что будет, если человек по-доброму будет относиться ко всем живущим на планете. «Жить с природой в мире» – вот главная идея мероприятий этого раздела.

 

№ п/п Название мероприятия Форма проведения Категория учащихся Ответственный
1 Путешествия по стране Легумия Игра-путешествие 5–6 классы Учитель биологии, библиотекарь
2 Лесные тайны Разгадывание кроссворда с элементами беседы 5–6 классы Учитель биологии, библиотекарь
3 Легенды о цветах Заочная викторина 8–11 классы Библиотекарь
4 Гимн природе Выставка-викторина с элементами беседы 6–8 классы Учитель биологии, библиотекарь
5 Голоса Земли Познавательно-театрализованное представление 5 класс Учитель биологии, библиотекарь
6 Красота, гармония и целесообразность в природе Беседа 9–11 классы Учитель биологии, библиотекарь
7 Природа как универсальная ценность Семинар 9–11 классы Учитель биологии, библиотекарь

4. Здоровый образ жизни.

Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым. В детстве всякие неприятности воспринимаются «вдруг» – как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслужены, а первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте: перестают дружить со спортом, физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. Главная цель мероприятий данного раздела – ознакомить учащихся с таким понятием, как здоровье, и факторами, на него влияющими.

 

№ п/п Название мероприятия Форма проведения Категория учащихся Ответственный
1 Как я отношусь к моему здоровью? Анкетирование 6–8 классы Библиотекарь
2 Наше здоровье и от чего оно зависит? Беседа 6–8 классы Учитель биологии, библиотекарь
3 Сколько лет жить человеку? Диалог о долгой и счастливой жизни 10–11 классы Учитель биологии, библиотекарь
4 Перекрёсток беды Выставка брошюр и статей из СМИ по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и СПИДа 5–11 классы Библиотекарь

5. Милая Родина моя.

Природа родного края, общение с ней, изучение её позволяют увидеть, насколько прекрасна природа, которая окружает человека ежедневно. Необходимо не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад для её сохранения и улучшения. Это является основой мероприятий следующего раздела.

 

№ п/п Название мероприятия Форма проведения Категория учащихся Ответственный
1 Летающие цветы.

Галерея Красной книги

Экскурсия по страницам Красной книги 5–7 классы Учитель биологии, библиотекарь
2 Виды особо охраняемых территорий Семинар 8–9 классы Учитель биологии, библиотекарь
3 А знаем ли мы птиц? Игра-соревнование 6–7 классы Учитель биологии, библиотекарь
4 Люби и знай свой край Путешествие по книге 6–7 классы Библиотекарь
5 Наведи порядок в своём доме, дворе, улице Весенняя акция по уборке территории: все вместе возле школы, каждый в своём дворе 5–11 классы Учитель биологии, библиотекарь

6. Человек и природа: этика взаимоотношений.

Человек объективно включён в мир природы и в мир культуры. Его физическое и психическое здоровье в значительной степени определяется естественным окружением, звуками, красками, формой природных явлений.

С помощью мероприятий, включённых в последний раздел, можно задать траекторию будущего поведения детей в общении с природой, подвести промежуточные итоги.

 

№ п/п Название мероприятия Форма проведения Категория учащихся Ответственный
1 Почему экологию должны изучать все? Сочинение-рассуждение 5–9 классы Учитель биологии
2 Как красива родина моя Фотовыставка творческих работ учащихся 5–11 классы Учитель биологии, библиотекарь
3 День природы Игра «Что? Где? Когда?»9–11 классы Учитель биологии, библиотекарь
4 Мир прекрасный, мир живой Игра «Умники и умницы»8–9 классы Учитель биологии, библиотекарь
5 Я познаю малую родину свою Исследовательские проекты   Учитель биологии, библиотекарь
Поиск