Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Книга крупным планом Информационно-библиотечная экология: учеб.-метод. пособие
Книга крупным планом

Информационно-библиотечная экология: учеб.-метод. пособие / СЕ. Демидова, М.В. Носырева, М.Ф. Кряжева, Е.В. Фоменко, Е.В. Маклакова, Т.В. Кузьмина, Т.Е. Сабинина; под общ. ред. С.Е. Демидовой. –М.: Литера, 2010. –128 с.

Информационно-библиотечная экология: учеб.-метод. пособие

По мнению авторов, библиотека превращается в феномен энергоинформационного порядка, культурологической функцией которой является воспитание мыслящей личности. В пособии рассмотрены теоретические основы общей, информационной и библиотечной экологии, действие экологических законов, принципов и правил в сфере библиотечно-информационной деятельности. Показаны механизмы воздействия информации на человека, условия, формирующие информационные болезни, в том числе компьютерную зависимость, и средство их предупреждения – библиотерапию.

Эта книга есть в фонде Российской государственной библиотеки для молодежи


Оглавление

Введение

7

Глава 1. Теоретические основы экологии

11

1.1. Определение базовых понятий экологии

11

1.2. Законы и принципы экологии. Экологический императив

15

Глава 2. Информационная экология и личность

22

2.1. Воспитание личностных качеств. Экология мышления

22

2.1.1. Экология сознания

22

2.1.2. Экология мышления

26

2.1.3. Любовь – самая мощная очистительная энергия

35

2.1.4. Экология духовности

38

2.2. Механизм воздействия информации на человека

41

2.2.1. Телегонический эффект книги

41

2.2.2. Информационные болезни

44

Глава 3. Экологические аспекты библиотечно-информационной деятельности

52

3.1. Гармонический универсум – теоретическая база информационной экологии (Носырева М.В.)

52

3.2. Информационное взаимодействие человека и среды (Кряжева М.Ф.)

62

3.3. Влияние средств массовой информации на личность (Фоменко Е.В.)

70

3.4. Компьютерная зависимость (Фоменко Е.В.)

79

3.5. Библиотерапия как средство формирования экологической культуры (Маклакова Е.В.)

83

3.6. Взаимодействие библиотеки и семьи (Фоменко Е.В.)

86

3.7. Экологические аспекты информационного поиска (Кряжева М.Ф.)

90

3.8. Экология библиотечного пространства (Кузьмина Т.В.)

98

3.9. Экология библиотечного коллектива (Сабинина Т.Б.)

108

Введение

Цель учебно-методического пособия – обратить внимание специалистов на то, что информационная экология есть основа всех видов экологии, показать возможности библиотек и учебно-воспитательных учреждений в формировании экологически чистого мышления соотечественников, а также обобщить наработки по информационной экологии.

Методологической основой рассмотрения информационной экологии является понимание информации (наряду с материей и энергией) как научной категории и как универсального свойства живых существ, предметов и явлений, а также признание материальности мысли, ее созидающей и разрушающей мощи в обеспечении коэволюционного развития; использование новой парадигмы мышления – нравственно-экологического императива академика Никиты Николаевича Моисеева.

Концептуальным подходом является понимание изменений, происходящих с библиотекой в связи с обострением экологической ситуации в мире. Библиотека превращается в феномен энергоинформационного порядка, культурологической функцей, главной целью которой является воспитание коэволюционно мыслящей личности.

До недавнего времени (последняя треть XX в.) экология рассматривалась как раздел биологии, изучающий взаимоотношения с окружающей средой, соответственно подразделяя ее на экологию животных и экологию растений. Прошло несколько десятилетий, и экология превратилась в науку «о выживании в окружающей среде». В самом определении отразилось ухудшение экологии Земли, катастрофическое положение всех живых существ: растений, животных, человека и планеты в целом.

Как самостоятельная наука экология сформировалась в начале XX века. Термин «экология» был предложен немецким биологом, основоположником экологии, профессором Йенского университета Эрнстом Геккелем в 1866 г. С середины XX века в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология стала научной основой рационального природопользования и охраны живых организмов. В 70-х годах XX века формируется экология человека, или социальная экология, как междисциплинарная наука, изучающая взаимодействие человека и природы и включающая наряду с биологическими разделами философский, социологический, экономический, географический, позднее культурный, этнический, духовный, торсионный и др. аспекты.

Во второй половине XX века человек убедился, что информация наряду с веществом и энергией – важный фактор развития цивилизации. Появление новых информационных технологий, превращение информации и знаний в основной товар потребовали углубленного изучения свойств информации. Значительные успехи в этом направлении достигнуты теоретической физикой. Сегодня она является основной базой, формирующей научное мировоззрение. Новая концепция физического вакуума, открытие торсионных полей привели к смене научной парадигмы и коренным образом изменяют наше мировоззрение. Открытие в 90-х годах XX века пятого фундаментального взаимодействия – информационного, признание мысли и сознания материальными объектами, новые данные исследования функций мозга, памяти и другие открытия позволяют объяснить многие явления, которые были недоступны саентическому (научному) мировоззрению, претендовавшему на универсальную парадигму. Главный вопрос, волновавший ученых многие тысячелетия, что первично – сознание или материя, по мнению современной науки лишен смысла, так как сознание материально. Эволюция человека в третьем тысячелетии будет осуществляться в раскрытии скрытых способностей человека и прежде всего сознания (А.Е. Акимов).

На современном этапе определяющей является информационная экология, изучающая экосовместимость человека как энергоинформационной структуры (В.Д. Плыкин) и информационной среды, обеспечивающих коэволюционное равновесие (человека и природы, планетарного и космического пространства в целом).

В основе любой науки, любой деятельности, любого предмета, объекта лежит информация, от чистоты которой зависит экологическая составляющая конкретно взятого явления, поэтому информационная экология – основа всех видов экологии (геоэкологии, биоэкологии, космической антропоэкологии, социальной, тем более духовной, экологии культуры и т. д.). Многими иследователями она вынесена в самостоятельное звено наряду с экологией человека и архитектурной экологией. Сам факт выделения информационной экологии свидетельствует о признании ее обществом, но следующим шагом должно быть осознание информационной экологии как основы всех видов экологии и того звена, «потянув» за которое можно спасти планету Земля.

Считается, что основной причиной, поставившей человечество на грань глобальной экологической катастрофы, является бездуховность нашей цивилизации. Поэтому надо, чтобы целью каждого человека и общества стали преображение и духовное совершенствование во имя перехода человечества на новый виток эволюционного развития – от человека разумного к человеку духовному.

Первым шагом к этому станет осознание каждым человеком необходимости понять свое место в мироздании, в природе и осознать свою роль в таком трудном деле, когда ежесекундно «нужно воспитывать мысль», уметь ею управлять.

Неумение человека мыслить коэволюционными категориями, несоблюдение законов развития привели к возрастанию количества техногенных катастроф, вооруженных конфликтов, началась болезнь биосферы: кислород стал поглощаться почвами, идет истощение человеческого интеллекта, увеличение информационных болезней и др. «Возникшие катастрофы и эпидемии задевают человека настолько, насколько он сам спровоцировал их своим беззаботным мышлением, своими необузданными мыслями». Усилия ученых разных областей и направлены на поиск новой парадигмы мышления, которая сможет остановить дисгармонию. Это в первую очередь нравственно-экологический императив Н.Н. Моисеева и П.К. Иванова.

До каждого человека должна дойти информация о способности мысли созидать или разрушать, об ответственности за судьбу планеты всех людей, живущих на ней. Необходимо помочь человеку развивать одно из главных личностных качеств – умение правильно мыслить, а именно мыслить с учетом законов развития.

Обучение этому должно начинаться с перинатального периода, продолжаться в семье, школе, институте, всю жизнь. К этой важной проблеме следует подключить весь комплекс учебно-воспитательных учреждений и, конечно, библиотеку. Ведь именно библиотека владеет мощным средством воздействия на мировоззрение: это мысль, облаченная в слово, зафиксированная на различных носителях. Реализация миссии библиотеки должна в первую очередь оцениваться по тому, как она помогает решать первоочередные задачи общества. В нашем случае – насколько она умеет профессионально выбрать слово, очищающее среду и гармонизирующее мышление читателя.

Изучение информационной экологии осуществляется в различных направлениях. Существует множество точек зрения на этот феномен, часто диаметрально противоположных. И это будет, очевидно, до тех пор, пока не откроют формулу информационной экологии (и информации в первую очередь). Вспомним, что человек прошел трудный путь изучения воды, пока не выразил ее в формуле Н20. Только тогда он смог получить правильное представление о ее структуре, сущностных характеристиках и полноценно ее использовать, управлять ею.

Времени для ожидания нет. Когда одного ученого в XX веке спросили, какое оружие будет в третьей мировой войне, он ответил: «В третьей – не знаю, а вот в четвертой – лук и стрелы».

Поиск