Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Книга крупным планом Моргун Д.В., Орлова Л.М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. Справочные материалы и консультации для педагогов дополнительного образования и методистов
Книга крупным планом

Моргун Д.В., Орлова Л.М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. Справочные материалы и консультации для педагогов дополнительного образования и методистов. – М.: Экопресс, 2012. – 139 с.

Моргун Д.В., Орлова Л.М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. Справочные материалы и консультации для педагогов дополнительного образования и методистов.

Справочно-методические материалы предназначены для педагогов дополнительного образования, учителей, занимающихся с учащимися внеурочно в рамках программ дополнительного образования, элективных курсов, программ проектно-исследовательской работы, а также как опорный материал для методистов, оказывающих сопровождение педагогическим работникам в учреждениях дополнительного образования. В издании содержатся практические советы по составлению образовательных программ, организации работы учебных объединений (групп), построению учебных занятий, выбору применяемых педагогических технологий, самоанализу своей педагогической деятельности, составлению портфолио профессиональных достижений и многим другим вопросам. Справочник разработан по принципу ответов – развернутых консультаций на вопросы, часто задаваемых педагогами, приступающими к работе в дополнительном образовании.

В издании обобщены методические материалы, разработанные авторами в процессе совместной многолетней деятельности в системе дополнительного образования. Книга входит в учебно-методический комплекс «Методическая работа в учреждениях дополнительного образования эколого-биологической направленности».


Содержание

Вступление4
Консультация 1. Как разработать образовательную программу5
Консультация 2. Методика проведения занятия в учебном объединении16
Консультация 3. Самоанализ учебного занятия36
Консультация 4. Портфолио педагога39
Консультация 5. План учебно-воспитательной работы детского объединения на учебный год47
Консультация 6. Работа педагогического коллектива над единой методической темой50
Консультация 7. Как подготовить и провести открытое занятие55
Консультация 8. Внешний анализ учебного занятия65
Консультация 9. Планирование учебного занятия73
Консультация 10. Метод наблюдения – метод познания педагогического процесса75
Консультация 11. Воспитание как педагогический компонент процесса социализации ребенка79
Консультация 12. Методическая помощь начинающему педагогу83
Консультация 13. Профессиональные объединения педагогов в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности86
Консультация 14. Работа педагогического коллектива с одаренными детьми100
Консультация 15. Система работы методиста по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта118

КОНСУЛЬТАЦИЯ 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ В УЧЕБНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

<…>

Методика подготовки учебных занятий

Подготовка занятия в учебном кабинете

Предварительная подготовка педагога к занятию включает:

– определение темы занятия;

– продумывание общего хода занятия, составление плана занятия;

– отбор содержания теоретической части занятия;

– выбор методов теоретической подготовки детей;

– подбор методических материалов по теме занятия;

– выполнение практической работы.

Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:

– приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;

– проветривание учебного кабинета;

– подготовка методических материалов;

– проверка наличия материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.

Подготовка и проведение выездного занятия

Предварительная подготовка занятия включает:

– определение темы и содержания занятия;

– определение места проведения занятия;

– выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей и определения оптимального пути проезда до места занятия;

– оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.

Предварительная подготовка детей к выездному занятию:

– рассказ педагога о месте проведения занятия;

– изложение содержания учебных заданий;

– объявление возможных форм выполнения заданий;

– обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.

Проведение и подведение итогов выездного занятия:

– в ходе занятия необходимо постараться предоставить детям творческую свободу, позволить им максимально использовать полученные знания и умения в освоении мира;

– на следующем занятии необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место проведения следующего выездного занятия;

– обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми оформить в виде стенгазеты, альбома, страницы в летописи детского объединения и т. д.

Подготовка и проведение итоговых занятий

Итоговые занятия могут проводиться по окончании учебного года, полугодия или учебной четверти, после изучения большой учебной темы или Раздела. Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний обучающихся и их практической подготовки.

Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:

– обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном образовательном процессе;

– уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);

– обсуждение с обучающимися формы и критериев оценки результатов занятия;

– сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.

Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.

Методика теоретической подготовки

– выделить наиболее значимый в образовательном процессе содержательный материал;

– отобранное содержание требует определенной «дозировки» для каждого учебного занятия, сохранения последовательности его изучения;

– «перевести» профессиональное содержание изучаемого материала в доступную для детей данного возраста информацию;

– следует подобрать или изготовить необходимые дидактические пособия, позволяющие сделать теоретическую часть максимально содержательной, результативной и эффективной;

– изученный теоретический материал требует постоянного повторения, то есть активизации в памяти обучающихся необходимых знаний.

Практика – одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем. Практическая подготовка – составляющая учебной деятельности, так как главным принципом дополнительного образования является практико-ориентированная направленность. Практическая подготовка обучающихся также требует четкой определенности в содержании и организации.

Методика практической подготовки

Для того, чтобы обучающиеся усвоили практическую составляющую учебной деятельности, необходимо:

– подобрать общеразвивающие упражнения с учетом особенностей конкретных детей, что позволяет скорректировать их недостатки и помочь освоению данного вида деятельности;

– составить комплекс специальных тренировочных заданий и упражнений, сориентированных на общие, специальные и творческие способности каждого обучающегося;

– освоение техники начинать с самых легких приемов, с дальнейшим усложнением;

– все освоенные в ходе подготовительной работы умения обязательно использовать на практике;

– для практической работы выбирать тематику или форму, максимально актуальную в реальной жизни обучающихся;

– не торопиться с внешним показом результатов практической работы, пока педагог не будет уверен в достаточном уровне ее исполнения.

Список литературы:

  1. Болсуновская С.В., Моргун Д.В. Справочно-методические материалы для педагога дополнительного образования. – М.: Экопресс, 2009. – 86 с.
  2. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001
  3. Н.В. Добрецова. Построение открытого занятия. Вопросы и ответы. // Биология в школе, 2003. №7. – С.51-55.
  4. Н.Б. Новоселова. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей (методические рекомендации). // Методист, 2007. №8. – С.28-32
  5. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – М.: Ладога – 100, 2002. – 298 с.
  6. Сажнева Т.А., Орлова Л.М. Организация учебного занятия в учреждениях дополнительного образования эколого-биологической направленности. – М.: МГСЮН, 2008.
  7. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. 4.1 / Сост. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.
  8. Токмакова О.В. Дидактические материалы к курсу «Управление образовательным процессом на учебном занятии». – Киров, 2004.
  9. М.В. Ушакова. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. // Внешкольник, 1997. №1. – С.30-32.
Поиск