Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Книга крупным планом Ягодин Г.А, Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В., Шейнис Г.В. Система психолого-педагогической диагностики и оценки для экологического образования в интересах устойчивого развития
Книга крупным планом

Ягодин Г.А, Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В., Шейнис Г.В. Система психолого-педагогической диагностики и оценки для экологического образования в интересах устойчивого развития. / Под ред. Г. А. Ягодина. – М: МИОО, 2010. – 192 с.

Ягодин Г.А, Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В., Шейнис Г.В. Система психолого-педагогической диагностики и оценки для экологического образования в интересах устойчивого развития

В данном издании приведена система педагогической и психологической диагностики и оценки для экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР) как надпредметного направления модернизации школьного образования. На основе разработанной трехстадийной технологии ЭОУР были выделены диагностируемые виды деятельности. Рассмотрены приемы диагностики уровня освоения информационно-деятельностного содержания, сформированности ключевых образовательных компетентностей и ценностно-смысловых ориентиров, аутентичной оценки учащихся в соответствии с новыми образовательными стандартами. Приведена комплексная оценка деятельности образовательных учреждений на основе индикаторов устойчивого развития. Описаны методики психолого-педагогической диагностики в экологическом образовании в интересах устойчивого развития.

Издание предназначено для учителей общеобразовательных школ, методистов окружных методических центров города Москвы, а также специалистов дополнительного образования, работающих в области экологического образования, а также с курсом «Экология Москвы и устойчивое развитие».

Скачать полный текст книги


Содержание

ВВЕДЕНИЕ5
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ7
1.1. Личностно-ориентированное образование10
1.2. Системно-деятельностный подход12
1.3. Компетентностный подход15
1.4. Эколого-гуманистический подход24
1.5. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования28
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ33
2.1. Особенности педагогической и психологической диагностики в ЭОУР33
2.2. Оценка результатов ЭОУР на основе трехстадийной технологии37
2.3. Оценка уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей школьников41
2.4. Аутентичное оценивание и личностный рост школьников49
2.5. Психологическая диагностика в экологическом образовании в интересах устойчивого развития55
2.6. Анализ деятельности образовательных учреждений на основе индикаторов устойчивого развития62
2.7. Учебно-методическое обеспечение курса «Экология Москвы и устойчивое развитие»75
2.8. Совет по экологическому образованию для устойчивого развития в образовательном учреждении81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ88
ЛИТЕРАТУРА93
ПРИЛОЖЕНИЯ98
Приложение 1. Ключевые понятия и термины (применительно к надпредметному направлению ЭОУР)98
Приложение 2. Методики психолого-педагогической диагностики114
Приложение 3. Список учебников и учебных пособий, рекомендованных к использованию для введения модулей с 1 по 11 классы178
Приложение 4. Календарь экологических дат183
ИНФОРМАЦИЯ О КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И КОНСУЛЬТАЦИЯХ186

Введение

Вхождение России в европейское образовательное пространство, подписание Болонского соглашения на уровне министров образования 29 европейских государств (1999 г.) вызвали необходимость глубоких преобразований в системе общего среднего образования, связанных с поиском стратегий его модернизации.

В настоящее время стал очевидным разрыв между индивидуальными образовательными потребностями учащихся и возможностью их удовлетворения. Существующая образовательная система продолжает транслировать в будущее ценности индустриально-потребительского общества, неустойчивого образа жизни, не принимая во внимание приближение глобальной экологической катастрофы. В данных условиях все более осознается экологическая недостаточность традиционного школьного образования, необходимость формирования образовательной системы, которая способствовала бы выходу из кризисного состояния (СВ. Алексеев, С.Н. Глазачев, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Д.Н. Кавтарадзе, Н.М. Мамедов, Н.Н. Марфенин, В. М. Назаренко, М. В. Рыжаков, Н. П. Тарасова, Н. М. Чернова, Г. А. Ягодин и др.).

В качестве стратегического решения данной проблемы в конце 1980-х гг. Международной комиссией по окружающей среде и развитию была предложена концепция устойчивого развития (sustainable development) (Наше общее будущее, 1989). В 1992г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) программа действий по реализации концепции устойчивого развития («Повестка 21») одобрена главами большинства стран мира, включая Россию. 57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила десятилетие 2005–2014гг. Декадой образования в интересах устойчивого развития. В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН приняла Стратегию в области образования в интересах устойчивого развития (ОУР), суть которой состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к способности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур. В настоящее время ОУР продолжает формироваться в качестве всеобъемлющей программы, позволяющей решать вопросы индивидуализации образования, а также связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. Это подтверждено принятием Боннской декларации в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (2009г.).

Современный этап экологического образования (ЭО) в Российской Федерации характеризуется как экологическое образование в интересах устойчивого развития (Проект концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития, 2007). Образование в интересах устойчивого развития расширяет содержание экологического образования, ориентируя его на широкий круг вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности людей и управлением факторами риска. Аксиологическое содержание экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР) основано на био-сферосовместимых принципах деятельности человека, заботе о будущих поколениях и условиях их жизни, прекращении потребительского отношения к природе. ЭОУР имеет мировоззренческий характер и выступает в качестве методологии познания окружающего мира, детерминирует изменение методов обучения от общеобразовательной подготовки к формированию способностей решать познавательные, личностные, профессиональные и социально-экологические проблемы.

Экологическое образование в интересах устойчивого развития в школе уже не сводится только к охране природы и рациональному природопользованию, а рассматривается как общекультурное образование, построенное на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических предметов (Захлебный, Дзятковская, 2008). Кроме этого, ЭОУР выполняет надпредметную функцию в образовании, способствуя формированию системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, которые рассматриваются, в отличие от традиционных знаний, умений и навыков, в качестве результативно-целевой основы современного образования.

Поиск